С - 14 для "чайников" PDF Печать
Аппараты
26.11.2009 19:09

Идея этого пособия, принадлежащая клубу "Альтаир" (КПИ), родилась в плодотворнейшей обстановке безнадежного ожидания погоды на Кубке Украины - 97 и получила дальнейшее развитие в теплой дружеской атмосфере совместных застолий.
Рассчитано оно, прежде всего, на человека, впервые получившего в руки авиационный конструктор под названием "С - 14 в двухметровом пакете" и стоящего над ним в некотором замешательстве.

Мы также надеемся приободрить тех слегка растерявшихся граждан, которые, наслушавшись многочисленных доброжелателей, считают этот аппарат неким образцом невероятной сложности, а посему - элементарно побаиваются.

Следует отметить, что С-14 (С-15), как и любая достаточно старая система, имеет огромное количество мелких модификаций, порожденных творческим порывом неутомимых народных умельцев. К сведению любопытных - из более чем 300 пошитых обшивок только половина комплектовалась фирменными каркасами, другая половина была отдана нашему небогатому, но трудолюбивому и смекалистому народу для самостоятельного творчества. Кроме этого, известно как минимум две фирмочки, которые использовали знаменитую аббревиатуру С-14/С-15 для своих дельтапланов и тут уж вообще советовать что либо затруднительно. Например, если Вам достался С-14 с нервюрами, то как он л-л-летает сказать вообще сложно, впрочем, вряд ли эти нервюры могли сильно его испортить.

Кстати: Если Вы хотите ввести какое-то новшество, то максимум, на что Вы можете рассчитывать - это что аппарат не станет летать намного хуже. С другой стороны, если аппарат, к примеру, оборудован законцовками, то лучше с этими законцовками и летать, по крайней мере до тех пор, пока Ваш возросший летный опыт не позволит Вам убедиться в их полной бесполезности (а, может быть, и наоборот).

В случае, если Ваш С-14 не имеет полиспаста, советуем не морочить себе голову, а порадоваться этому факту, поскольку Вам:
а) не придется уродоваться при сборке-разборке,
б) не придется усиливать стойку,
в) не придется сильно огорчаться если Вы эту стойку сломаете,
г) не придется специально наращивать мышцы, чтобы с эти полиспастом справляться воздухе. Поставить полиспаст Вы всегда успеете, если все-таки решите, что Вам нужен именно С-14 с полиспастом, а не что-нибудь другое, например Stealth, KPL или Су-37 с изменяемым вектором тяги.

Итак, Вы оказались с глазу на глаз с, теперь уже Вашим, С-14. Как правило, знакомство начинается с увлекательного процесса сборки. Из чехла извлекается обшивка и всякие железки, которые могут пригодиться для сборки каркаса. Если жесткая вставка-обтекатель не находится в парусе Вашего аппарата постоянно, то самое время ее вставить. Тем не менее, находятся любители, пытающиеся проделать это при собранных боковых узлах, вставленных латах и даже взведенной поперечине (???). У некоторых получается (!!!). Поскольку единого мнения по поводу того, оставлять ли вставку в парусе при разборке в двухметровый пакет, не существует, ни то, ни другое мы Вам советовать не будем, сообщаем лишь в порядке информации: можно и не вынимать.

Теперь разберемся с каркасом. Для начала найдите носовой узел с тремя трубами, который Вам вряд ли удастся с чем-нибудь перепутать. Теперь следует к первым боковым трубам пристыковать вторые, а к ним - консольные части.

Запомните!!! На второй боковой трубе отверстие под болт находится ближе к хвосту. Тех, кто считает это напоминание излишним, можем заверить, что один из авторов лично наблюдал попытку собрать каркас, у которого поперечина существенно выступала за носовой узел.

Очень важно, во избежание разнообразных проблем с антипиками, не перепутать правые и левые консоли.

Совет: Дабы не решать каждый раз уравнение с несколькими неизвестными (поскольку запутаться можно не только с собственно консолями, но и с их отстегивающимися частями, а также со вторыми боковыми трубами), лучше пометить правые и левые трубы меточками разного цвета, а если Вам удалось успешно закончить среднюю школу, то и написать на них знакомые буквы (П - правая, Л - левая).

Еще один совет: Если речь идет об аппарате самостоятельной постройки, то не мешает также пометить верх и низ трубы, так как неточности в разметке отверстий также отражаются на угле установки антипик.

Когда, наконец, консоли стоят на своих местах, можно присоединить трапецию. Тут уместно напомнить, что на С-14 не надо стараться выпрямить две гнутые трубы: килевую и ручку управления, которую некоторые поклонники гнилого Запада именуют "спидбар". Килевая согнута преднамеренно совсем немного и чаще вызывает у умельцев позывы "чуть-чуть ее рихтонуть". С пресловутым "спидбаром" связано еще одно замечание - выгнутая часть должна быть направлена в сторону носового узла - в противном случае Вы рискуете отбить себе ноги на старте.

Трапеция присоединена - можно надевать парус. При этом молния на нем должна быть полностью расстегнута, иначе у Вас вряд ли что-либо получится. Не забудьте накинуть петлю подцепки на киль прежде, чем наденете на него килевой карман, в противном случае Вам придется потренироваться в сборке-разборке еще раз. Парус на носу фиксируется при помощи веревочки, которую Вы завязываете хоть бантиком, хоть морским узлом и больше никогда не трогаете, разве что Вам захочется ее затянуть или, наоборот, отпустить. При разборке в двухметровый пакет веревку не развязывают. Закрепив парус на носу, его натягивают по консолям. Не получается? Отпустите веревочку на носу.

Совет: Легче всего натягивать обшивку при чуть разведенных консолях, при полностью сведенных или разведенных требуются гораздо большие усилия.

Следующий этап - сборка боковых узлов. Здесь имеется большой простор для полета фантазии, но полезней для здоровья собрать их правильно. Правильно выглядит так: боковая труба, радиусная шайба, нижний трос, фторопластовая шайба, пластина поперечины, верхний трос. К некоторым "самопальным" С-14 это не относится, впрочем, опыт показывает, что и с классически собранными боковыми узлами они летают вполне прилично.

Запомните!!! Нижний трос должен подходить к узлу изнутри. Если нижний трос подходит к узлу снаружи, т.е. обернут вокруг боковой трубы, то это чревато последствиями в виде раскачки (кое-кто проверял на своей шкуре - оч-ч-чень неприятно).

Совет: Если Вы сомневаетесь в правильности сборки, загляните внутрь обшивки кому-нибудь, кто собрал заведомо правильно и сравните этот пейзаж с тем, что увидите внутри собственного паруса (для подсказки можно заглядывать внутрь "Сталкеров" и "Стелсов").

По сравнению с боковыми, подсоединение передних и задних тросов не составит особого труда. Только надо не забыть между килевой трубой и монеткой задних нижних тросов разместить лямку натяжки килевого кармана - и все дела.

Вставив корневую лату, Вы поднимаете аппарат на трапецию и дальнейшая сборка происходит в положении "стоя". Именно в этот момент необходимо опереть килевую лату на килевую трубу. При взведенной поперечине эта процедура становится изощренной пыткой.

Запомните: Разводя консоли, уприте киль в землю, иначе гнутся пластины носового узла.

Еще запомните: Прежде, чем разводить консоли, застегните молнию до середины. В противном случае Вы рискуете потерять зубы. Молнии, естественно. А вот пристегивать карабин заднего троса с тросиками АПУ к мачте рекомендуется после разведения консолей. Кому это удается сделать раньше - пишите в редакцию в рубрику:"Очевидное - невероятное".

Если до сих пор Вы летали на "Спорте-5" или чем-нибудь подобном, то Вы привыкли к тому, что латы бывают верхние и нижние. Теперь, оказывается, они могут быть еще правыми и левыми.

Совет: Если Вы будете вставлять правые латы правой рукой, а левые левой, то существенно снизите риск оторвать лат-карманы. (Совет, между прочим, совершенно серьезен).

Кстати: При разборке в шестиметровый пакет две центральные латы можно не вытаскивать, а только ослабить, парус прекрасно свернется и с ними. Если парус сворачивается плохо, то стоит поискать забытые нижние латы, которые оставлять в парусе не рекомендуется. Будьте готовы к регулярной процедуре сверки профилей. Лучше всего заведите себе плазы лат и проверяйте их каждый раз, когда возникают сомнения, и уж во всяком случае не мешает это сделать, если аппарат почему-то плохо летает по прямой. Прежде, чем взводить поперечину, проверьте, как стоит корневая лата и концевые лямки обшивки – исправить потом будет весьма затруднительно. Поперечину взводят ну, просто левой ногой (впрочем, можно и правой) при помощи веревки с петлей, которую обычно закрепляют в верхней части трапеции. В петельку вставляют ногу и э-эх - натягивают поперечину весом своего бренного тела. Если поперечина упирается и веревочка рвется, стоит поразмыслить о правильности сборки, можно и по другому - просто поменять веревочку и продолжить попытки.

Кстати: Если веревка не очень длинная, не забудьте при разборке ее отвязать, иначе она не даст свести консоли.

Совет: Упорные латы легче натягивать после того, как поперечина взведена. Осталось вставить нижние латы, одеть капотик (он же: носик, намордник, гульфик), обязательно проверить правильность сборки и наличие контровок - аппарат готов к небесам, ибо, надеемся, Вы еще не забыли, для чего все-таки начали этот трудный и утомительный путь. Самое время отойти от крыла метров на пять и прищуренным глазом окинуть собранный конструктор. Иногда можно обнаружить (или не обнаружить) весьма интересные детали. Из разряда стандартных приколов: тросик АПУ зацепился за соседнюю лату; поддержки АПУ не торчат в своих гнездах, а аккуратно пристегнуты "репейником" к обшивке, не зафиксирована "собачка" нижних передних тросов.

Между прочим: Как и любой дельтаплан, С - 14 предназначен для полетов. Любая попытка освоить его не летая обречена на провал. Так что лететь, рано или поздно, придется. Можно, конечно, для начала дать полетать на Вашем аппарате кому-нибудь из опытных пилотов и даже не одному. Однако в этом случае будьте готовы услышать огромное количество разнообразных и часто противоречивых мнений о том, как он летает и что в нем нужно срочнейшим образом изменить. Постарайтесь трезво оценить, в состоянии ли Вы все это переварить. Гораздо разумней предположить, что если аппарат летал у предыдущего хозяина, то будет летать и у Вас. Соответственно и все переделки стоит отложить на то время, когда Вы будете более четко представлять себе, чего же Вы от него хотите.

Естественно, все это не относится к аппаратам (особенно лавсановым), которые лежали невесть где и невесть сколько времени и о которых никто не может ничего толком сказать. В этом случае, действительно, лучше подсунуть этот ребус кому-нибудь поопытней, желательно из тех, кто не читает "Небо для всех" и с кем не страшно испортить отношения, если окажется, что это в принципе не летает.

Нормально летающий и правильно собранный С-14 вряд ли создаст Вам непреодолимые проблемы, даже если вы зажмете его, забыв о пока еще непривычном положении ручки и пользуясь отсутствием большого усилия на ней. Гораздо более проблемной окажется попытка повернуть без отдачи ручки, впрочем, мы надеемся, что уж такой-то ерундой Вы заниматься не будете, научившись делать координированный разворот еще в глубоком летном детстве. Если, несмотря на Ваши правильные действия, Вам кажется, что аппарат плохо управляется, то, возможно, стоит его немного отпустить, желательно по консолям. С креном борются поворачивая пластиковую шайбу на консоли, естественно, прежде следует убедиться в том, что все латы симметричны. Естественно, мы не в состоянии в узких рамках этого пособия предусмотреть все возможные проблемы, возникающие при общении с С-14. Например, причиной необъяснимого крена может оказаться запасная стойка, засунутая в поперечину при разборке в двухметровый пакет. И уж вовсе невозможно дать универсальный совет, как быть, если жена спрашивает, почему он стоит дома и занимает место в, и без того не слишком просторной, квартире. Тут уж Вам придется проявить максимум смекалки и продемонстрировать способность принимать решения в критической ситуации, что несомненно пригодится Вам и в полете.

В заключение мы искренне надеемся, что Ваше знакомство с аппаратом пройдет благополучно и когда-нибудь Вы воскликните: "С-14? Да ведь это же так просто и приятно!"

Коллектив авторов:
Андрющенко В. (идея),
Муравейник О.,
Безуглый Д.,
Гунько Л.

Обновлено 16.05.2013 14:05
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Шлем дельтапланеристу нужен для того, чтобы не получать шишки при повторном наступлении на грабли

Кто здесь?

Сейчас 85 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Аппараты С - 14 для "чайников"

Статистика

Просмотры материалов : 1327068