«Кучевка» из Ижевска - лестница в небо Печать
Оборудование
21.12.2009 19:51

В программе очередной парапланерной конференции, организованной компанией «Параавис» в феврале 2000 г., значительное внимание было уделено обсуждению вопросов, связанных с методикой равнинных полетов с использованием лебедок, а также особенностями конструкций буксировочной техники.

Все выступающие были единодушны: маршрутные равнинные полеты в России - это реальность! Подтверждением этому стали итоги “Кубка России” на равнине, проведенного в г. Орле в июне прошлого года (см. «Небо для всех» № 62, июнь-1999 г.)

Старт осуществлялся с использованием двух пассивных лебедок «Вертикаль». Большинство рекордных «улетов» на 50 - 75 км было выполнено после затяжек на высоту всего 200 - 300 метров!

Однако, при проведении соревнований остро обозначилась серьезная проблема - пассивные лебедки не могли обеспечить одинаковые стартовые условия для всех участников. Цикл между затяжками участников соревнований составлял в среднем 15-20 минут. К тому же травяное покрытие аэродрома оказалось не идеально ровным…

Также на конференции пилоты «Параависа», вспоминая колдобины летного поля под Орлом, отметили основные недостатки пассивных лебедок:

- сильные рывки при затяжке и очень частые обрывы разрывных (слабых) звеньев,

- необходимость наличия буксировочных дорог и ровного поля размерами не менее 0,5 км в ширину и длиной свыше 3 км,

- поля, на которых происходит буксировка, как правило, характеризуются слабой термической активностью, что затрудняет поиск и обработку термиков,

- сильный износ автомобиля (перегрев двигателя, нагрузка на генератор и систему охлаждения),

- и главное - длительный цикл между затяжками.

Участники конференции были едины в одном: дальнейшее развитие равнинных полетов в России должно происходить только с использованием активных лебедок.

Мы из Ижевска приехали на парапланерную конференцию не с пустыми руками. Собравшимся были представлены фотографии первого экспериментального варианта основной лебедки буксировочного комплекса «Кучевка», с которым мы хотим ознакомить читателей журнала «Небо для всех».

Город Ижевск - это не только родина автомата Калашникова, но еще и родина отечественного мотоциклостроения. Первые мотоциклы ИЖ стали делать раньше, чем автоматы АКМ, в далеком 1927 г.

Нами было принято решение в конструкции лебедки для снижения себестоимости максимально использовать стандартные мотодетали и агрегаты. Конструирование экспериментального варианта основной лебедки свелось фактически к варке прямоугольной рамы и установке на нее основных агрегатов.

Все органы управления лебедкой расположены на руле. Слева - сцепление, справа - газ и ручной тормоз для подтормаживания барабана. В центре - динамометр и тахометр. Имеется возможность подключения радиостанции и внешнего освещения (генератор мощностью 280 Вт может всю ночь освещать 20 палаток и еще питать небольшой телевизор).

Габаритные размеры 1200 х 500 х 700 (мм), что позволяет перевозить лебедку в автомобиле ВАЗ вместо заднего сиденья. Масса лебедки без барабана около 90 кг. Лебедка перемещается по полю одним человеком с использованием быстросъемной двухколесной тележки-шасси.

В данном экспериментальном образце барабан съемный и способен вмещать 1500 метров стального троса диаметром 2 мм.

Сердцем лебедки является двухцилиндровый двухтактный двигатель ИЖ-Ю5 с жидкостным охлаждением мощностью 25 л.с. По нашем мнению, он обеспечит работу лебедки без перегрева в 30-ти градусную жару в течение всего дня и даже в полный штиль, т.е. без обдува.

Это новейшая разработка Ижевского мотозавода. В настоящее время данным двигателем оснащаются экспортные партии мотоциклов, поставляемые в страны с жарким и засушливым климатом (Иран, Индия, Египет, Турция). Там из-за высокой температуры воздуха охлаждение двигателя встречным потоком воздуха малоэффективно.

Как мы и предполагали, данный двигатель прекрасно заводится и при минусовой температуры (естественно с залитым в радиатор тосолом).

Двигатель оснащен стандартной 4-х ступенчатой коробкой передач с фрикционной дисковой в масляной ванне системой сцепления. Система зажигания - батарейная, контактная. Электрооборудование - 12-вольтное. Привод на барабан и колодочный тормоз - серийные, без переделок. Сцепление двигателя ИЖ-Ю5 состоит из 7-ми усиленных фрикционных дисков в масляной ванне для лучшего охлаждения. Усилие, с которым они трутся друг с другом, можно регулировать отверткой в достаточно широких пределах.

Испытания лебедки проводились 23.01.2000 г. на замерзшем заливе реки Кама. Скорость ветра 4 - 7 м/с. Температура воздуха минус 12°С. Для ограничения натяжения троса при буксировке одиночного парапланериста сцепление было отрегулировано на пробуксовку при усилии на тросе более 100 кг. По нашим расчетам натяжения троса при затяжке СЛА не должно превышать массу СЛА. Т.е. для одиночного парапланериста усилие затяжки не выше 100 кг, дельты - 150, паратандема - 200 кг.

В реальных условиях, исходя из того, кого оператор собирается буксировать в этот летный день, он перед началом полетов вручную может выставить такое усилие сжатия дисков сцепления, при котором сцепление начинает пробуксовывать при натяжении троса 100, 150 или 200 кг.

Затягивание производилось с тросом вытянутым на длину 250-280 метров.

Отрыв параплана от земли осуществлялся на второй передаче. При достижении высоты 50 м включалась первая передача. Натяжение троса контролировалось по динамометру и корректировалось ручкой газа. Кроме того, опробован режим плавного вытравливания троса с выжатым сцеплением и подтормаживанием барабана.

Выполнено 7 затяжек на высоты от 50 до 150 м. Продолжительность цикла затяжки на высоту 150 метров составила 45 сек. Средняя вертикальная скорость подъёма составила 3 м/с.

Рабочая группа осталась довольна результатами испытаний:

– оборудование лебедки позволяет безопасно производить затяжки безмоторных СЛА массой до 200 кг на высоты до 500 м. А при увеличении общей длины троса, высота затяжки может быть выше.

– возможно производить затягивание СЛА при скорости ветра свыше 8 м/с методом вытравливания троса.

– в эксплуатации лебедка проста и ремонтнопригодна. В конструкции применены стандартные узлы, что делает поиск и замену износившихся деталей с меньшими финансовыми и трудовыми затратами.

В 2000 г. мы планируем провести всесторонние испытания основных агрегатов и видоизменить общую компоновку (после чего на мотоцикл она походить не будет).

Мы также надеемся, что на чемпионате Башкортостана (Аскарово, 14-20 мая 2000 г.) буксировочный комплекс «Кучевка», состоящий из 2 лебедок (сматывающей и разматывающей), позволит с периодом 4 минуты «забрасывать» любые безмоторные СЛА массой до 200 кг на высоту 300 - 400 метров при ветре любой силы и направления. А там лети куда хочешь, да и без мотора!

А в апреле были закончены испытания возвратной лебедки “Уралочка”.

Завершение первого этапа наших работ было бы невозможным без консультационной помощи Калашникова И., Ракова А. и Яворского В. (г.Харьков). Хочется выразить признательность москвичам: Матусевичу И. и Петровскому М. (Дельтаклуб МАИ), Волкову И. и Шорохову М. (компания «Параавис»). Нельзя не отметить мужество испытателей лебедки - инструкторов по парапланеризму Молодежной авиационной лиги (г.Ижевск) Карпенко О. и Чебкасова И.

Технические характеристики лебедок активного буксировочного комплекса «Ижевская кучевка»

Название лебедки Кучевка Уралочка
Назначение Основная, затягивающая Возвратная
Двигатель ИЖ-Ю5 Урал-2Т Электрон
Фирма-производитель ГП "ИМЗ" ГП "ЗиД"
Максимальная мощность, л.с. 25 5
Механизм пуска двигателя Ножной рычаг Шнуровой стартер
Муфта сцепления Фрикционная, 7-ти дисковая в масляной ванне Фрикционная, центробежная, 4-х кулачковая
Механизм включения муфты сцепления Рычажного типа, совмещен с рычагом переключения передач Ручкой газа
Система зажигания Батарейная 12 В, контактная Безбатарейная, бесконтактная
Система охлаждения Жидкостное с автоматическим включением вентилятора Воздушное принудительное
Топливо Смесь бензина А-76 с маслом М8В или М10В
в пропорции 20:1 по объему
Смесь бензина А-76 с маслом М8В или М10В
в пропорции 20:1 по объему
Расход топлива в режиме 75 % от максимальной мощности, л / ч 3 1,5
Ресурс двигателя, ч 2000 1000
Привод на барабан Цепная передача Резиновая демпфер-муфта
Полная масса без троса, кг 80 16
Скорость сматывания троса, м/с - Около 10
Наружный диаметр барабана, мм 400 400
Материал и длина троса Стальной трос диам. 2 мм длиной до 750 м Синтетический трос диам.4 мм длиной до 750 м
Взлетный вес СЛА, кг До 200 -
Габаритные размеры, мм Уточняются 700 х 500 х700
Размеры стартовой площадки Не более 750м х 100м Не более 750м х 100м
Максимальная высота затяжки 500 м при 750 м вытянутом тросе 500 м при 750 м вытянутом тросе
Цикл между затяжки, мин 5 5
Условия транспортировки до места полетов В багажнике или салоне автомобиля.
Можно снять барабан с тросом.
В багажнике или салоне автомобиля. С шасси может быть снят двигатель, редуктор, барабан с тросом, несущая рамка
Транспортировка до стартовой площадки одним человеком Летом - быстросъемная двухколесная тележка, зимой - как сани, т.к. шасси выполнено в форме лыж Как сани - шасси выполнено в форме лыж
Укладчик троса Штанга с выходными роликами (на подшипниках) на конце Штанга с выходными роликами (на подшипниках) на конце
Регулировка постоянного усилия на тросе Оператором лебедки ручками газа и сцепления по динамометру и тахометру. Есть тормоз для подтормаживания барабана. -
Аварийное прекращение буксировки 1. Кнопка аварийной остановки двигателя.
2. Наличие разрывного звена в месте крепления троса к барабану
1. Кнопка аварийной остановки двигателя.
2. Наличие разрывного звена в месте крепления троса к барабану
Некоторые дополнительные возможности 1. Возможность подключения р/станции,
2. в темное время суток для освещения помещений (мощность генератора 140 Вт),
3. зимой возможно использование в качестве бугельного подъемника для горнолыжников.
1. Валка и раскряжевка деревьев

Юрий Севрюгин, Владимир Вечтомов

апрель 2000г.

Обновлено 23.09.2010 14:10
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Перед выполнением маневра рекомендуется посмотреть в сторону поворота, чтобы не услышать о себе и своих предках много интересного

Кто здесь?

Сейчас 45 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Оборудование «Кучевка» из Ижевска - лестница в небо

Статистика

Просмотры материалов : 1210015
| статьи