Радиосвязь Печать
Оборудование
22.12.2009 12:47

Так... Купол есть. Подвеска, запаска есть. Шлем, ботинки, прибор - тоже есть. Пора подумать о радиостанции. Сразу возникает масса вопросов:
- нужна или нет?
- какой диапазон частот выбрать?
- где купить?
- как выбрать из имеющихся на рынке?
- ... какое-то там разрешение на эксплуатацию.

Примерно так мог бы размышлять любой из вас, если бы задумал купить радиостанцию для полетов. Я думаю, постепенно у большинства парапланеристов начнут возникать подобные вопросы. Не исключаю возможности, что вы воспользуетесь моей информацией при решении аналогичной задачи.

Первый вопрос, встающий перед вами: "Нужна радиостанция или нет?". Часто можно услышать мнение о том, что радиостанция не нужна, а если и нужна, то очень редко. Я считаю, что определяющим, при решении данного вопроса, являются деньги. Для многих пилотов, как и для большинства наших граждан, сумма, необходимая для покупки радиостанции и сопутствующих товаров, достаточно велика. Мне кажется, что собственные безопасность и комфорт стоят этих денег.

Летом прошлого года я слышал историю о том, как один пилот на "Клемухе" упал и пролежал без помощи минут двадцать, прежде, чем его заметили и помогли. А все из-за того, что никто не видел, как он упал, а он сам не мог позвать на помощь. Я также слышал историю о трагедии в Комо (Италия), когда опытный дельтапланерист из-за отсутствия радиосвязи не смог предупредить менее опытных товарищей, попавших в грозу, о том, как от нее безболезненно уйти. В результате - в тот день погибло 6 пилотов. Ели бы у них были радиостанции, то трагедии можно было избежать.

Наличие радиостанции необходимо для парапланерных школ. Имея радиостанцию, инструктор имеет возможность корректировать действия ученика в полете. Я слышал историю о том, как на Клементьева одного перворазника засосало метров на 700. Инструктор "рвал волосы" от того, что не мог дать совет ученику и успокоить его. Наличие р/станции делает процесс обучения более эффективным, а следовательно менее дорогостоящим (если обучение носит массовый характер).

Наличие р/станций поможет избежать многих летных происшествий, так как пилоты всегда могут предупредить друг друга об опасности. Пилоту во время выполнения парящих полетов сложнее ориентироваться в силе и направлении ветра. Людям на "базе" это сделать проще и они всегда могут подсказать, предупредить. Столкновение парапланов и дельтапланов на горе Клементьева стало делом почти привычным. Договориться о том, какими консолями расходиться во внештатных ситуациях так же легче по радио, чем "драть глотку на всю гору".

Помимо всего прочего, это очень удобно. Вы находитесь на большом расстоянии от своих помощников, но имеете возможность общаться с ними. Р/связь значительно облегчает нахождение пилота машиной подбора на соревнованиях при выполнении полетов по маршруту.

А как вам ситуация - вы голодный, злой, уставший, уже который час болтаетесь в воздухе, и вдруг в наушниках слышите знакомый голос: "Дорогой, обед готов. Остывает." или "Я так по тебе соскучилась. Прилетай скорей". Я думаю, услышав такие слова, вместо того, что бы сидя в подвеске жевать высохший бутерброд или вечером встретить "надувшуюся" злую жену, любой поспешит на посадку и порадуется наличию р/связи.

Если вам не дают покоя лавры "Сумасшедшего Макса" (юмористический персонаж многих парапланерных фильмов) и вы хотите снять видеофильм о своих воздушных приключениях, вам не обойтись без р/станции.

При выполнении тест-полетов наличие р/связи только поможет.

Р/связь может пригодиться вам не только для полетов. Многие пилоты занимаются не только парапланеризмом (судя по опросам нашего бюллетеня), но и альпинизмом, туризмом и прочими измами. Да и в повседневной жизни иногда нужно иметь связь друг с другом. Пути господние не исповедимы. Она может пригодиться вам и в работе. Из-за загруженности и дороговизны сотовой и пейджинговой связи многие фирмы приобретают оборудование для р/связи.

На Западе использование р/станций в парапланеризме стало носить массовый характер. Ни одно более-менее значимое соревнование не проводится без наличия средств связи. Повторюсь, я считаю, что безопасность и комфорт стоят того, что бы потратиться ради них.

Хорошо. Уговорил. Покупаю.

Но какую купить? Где? Да и денег маловато.

Дорогу осилит идущий! Цель моей статьи и состоит в том, чтобы помочь вам не утонуть в море информации или при отсутствии таковой.

Для начала необходимо определиться в том, какую частоту вы будете использовать.

В нашей стране для любительского использования доступны два диапазона волн: КВ - 27 МГц и УКВ - 135 - 148 МГц.

На западе диапазон 27 МГц называется Si-Bi (си-би) - Sitizen Band - Гражданский Диапазон.

Выбрать между двумя этими диапазонами, на мой взгляд, достаточно просто по ряду причин:

  • станции УКВ диапазона в 2 - 4 раза дороже ($ 230 - 500) станции КВ диапазона ($ 60 - 150),
  • разрешение на эксплуатацию станции в УКВ диапазоне стоит на один - два порядка дороже, чем в КВ диапазоне.

Некоторые скажут: "Мы используем станции типа "Ромашка" 118,8 - 119 МГц без разрешения не первый год. И все нормально." Но это - как игры с огнем. (Прим. ред. - эти частоты используются легально в системе ОСОУ, они закреплены за дельтапланеристами).

Долгое время без проблем, а потом обожжешься. Дело в том, что в диапазоне от 135 до 150 МГц находятся рабочие частоты разных "силовых" структур. А с ними шутки плохи.

Обнаружив незарегестрированную р/с, представители ГИЭ (госинспекция электросвязи) имеет право на ее конфискацию.

С течением времени правовой беспредел, царящий в наших странах, закончится и контролирующие ведомства будут четче исполнять свои обязанности. Поэтому подумайте: стоит ли платить в четыре раза дороже за УКВ радиостанцию и рисковать, используя ее без соответствующего разрешения, которое стоит дороже последней в несколько раз. Разрешение на эксплуатацию в Si-Bi диапазоне стоит около 10 $.

Если вы хотите использовать р/связь в городе, то вам не обойтись без лицензии, т.к. первый-же встречный милиционер не упустит шанса конфисковать ее. Хотя, если для вас жизнь без риска, как хлеб без соли...

Теперь самый сложный вопрос: какую станцию покупать? Для пилотов больше всего подходит портативная станция с короткой антенной. Для инструктора, находящегося на старте можно приобрести мобильную р/станцию и антенну подлиннее.

Выбрав и купив р/станцию, не поленитесь получить лицензию на ее использование. Тем более, что фирма-продавец чаще всего оформляет разрешение за $ 10 - 15. В сравнении со стоимостью станции это не дорого, зато спокойствие вам гарантировано.

Обзвонив большинство фирм-продавцов, я собрал достаточно большой объем информации, который для удобства анализа привожу в виде таблицы:

Таблица

Название радиостанции Кол. кан. Модул. Излуч. мощн.* Вт Scan DW Lock Grid Move Sq Smetr Mem. Габариты, мм
Yosan JC 1103 200 AM 1/4 x       x x   64 x 35 x 197
Maxon HCB-10 40 AM 1/4         x x   70 x 40 x 180
Onwa K-6111B 40 AM 4         x      
Allan 95 Plus 400 AM/FM 1/4 x   x x x x   50 х 40 х170
Allamat-27 200 FM 1/4 x x     x x 5 кан 55 х 40 х 155
Maycom AH-27 200 AM/FM 1/2; 2/4 x x x   x x 5 кан 55 х 36 х 130
Maycom SH-27 200 AM/FM 1/2; 2/3,5 x x x x x x 30 кан 55 х 36 х 130
Dragon SY 101 (Megajet 1101) 240 AM/FM 1/4 x x x   x x   60 х 40 х 150
Pvo-101 240 AM/FM 1/4 x x     x x   60 х 38 х 150

Пояснения к таблице:
Scan - наличие функции сканирования диапазона;
DW - двойное слежение (станция "дежурит" на двух каналах и переключается на тот из них, где первым появляется сигнал);
Lock - "замок", функция отключения клавиатуры для предотвращения случайного нажатия других клавиш;
Grid Move - смещение частотной сетки на % кГц. В европейских странах частотная сетка размещена на частотах кратных 5 кГц 26.965мГц - 27.405 мГц, а отечественная на частотах кратных 10 - 26.960 - 27.400. Наличие данной функции позволяет вести прием сигналов как от импортной, так и от отечественной радиостанции (импортные станции иногда продаются с отечественной частотной сеткой);
Sq - наличие шумоподавителя;
Smetr - индикатор уровня приема сигнала;
Memory - наличие памяти на некоторое количество каналов;

Помимо р/станций фирмы-продавцы предлагают большое количество дополнительных товаров:

  • аккумуляторы (пальчиковые и батареи);
  • антенны для повышения дальности приема;
  • антенные фильтры (усилители);
  • зарядные устройства;
  • выносная гарнитура (микрофон и наушники);
  • скремблеры для засекречивания ваших разговоров;
  • выносные блоки управления системой VOX (см. ниже).

Теперь стоит поразмыслить над вопросом адаптации р/станции к условиям ее эксплуатации. В полете пилот должен быть сосредоточен на выполнении полетного задания. Желательно, чтобы эксплуатация р/станции как можно меньше отвлекала его. Для того, чтобы перейти из режима приема в режим передачи, необходимо нажать на р/станции кнопку РТТ - Push-To-Talk (Нажми и говори). Но для этого необходимо отпускать клеванту, оставлять купол без контроля и держать кнопку до тех пор, пока нужно говорить. Это очень не удобно.

Частично решить эту проблему позволяет система VOX, которая сама переключает станцию из режима приема в режим передачи, как только пилот начнет говорить. Выносной блок системы VOX достаточно миниатюрен. Недостатком этой системы является возможность самопроизвольного переключения при возникновении посторонних шумов (ветер, гром, разговор с соседями по термику, высмаркивание носа).

Еще одним способом решения данной проблемы может стать выносная кнопка РТТ и выносная гарнитура. Для этого можно использовать микропереключатель "микрик" вмонтированный в самодельный корпус из оргстекла с элементами крепления на указательный или большой палец. Элементы крепления выполняются из нержавеющей стали. Провод от р/станции к кнопке я протягиваю через рукав ветровки. Такая схема позволяет осуществлять передачу в любой момент полета, даже при выполнении поворотов и других маневров. Микрофон и наушник я вмонтировал в шлем "Интеграл".

В качестве соединительного элемента шлема и проводов от р/станции я использовал разъем от импортных телефонов - он миниатюрен и надежно фиксируется. Место крепления разъема - на правой щеке. Такая схема, на мой взгляд, наиболее удачна, так как провод минимальной длинны легко отсоединяется и не мешает при повороте головы. В качестве громкоговорителя я использовал динамик (30 Ом) от наушников старого плейера. Микрофон купил за 1 гривню на радиобазаре. Можно, конечно, использовать фирменную выносную гарнитуру, но постоянно держать в руке блок размером близким к сигаретной пачке не очень удобно.

Если радиус действия вашей станции вас не устраивает, можно использовать антенные фильтры. При применении антенного фильтра радиус действия может увеличиваться в несколько раз. Однако использование антенного фильтра имеет один существенный недостаток. Для увеличения радиуса приема в два раза мощность должна быть увеличена в четыре раза. Например, если радиус приема на земле, в условиях прямой видимости, при выходной мощности 4 Вт, составляет 5 км, то для увеличения радиуса действия до 10 км, в тех же условиях, мощность должна быть увеличена до 16 Вт. В зависимости от модели усилителя мощность на выходе может быть от 25 до 1000 Вт. Однако при этом ток потребляемый усилителем достигает 6 ампер (блок питания вашей р/станции при емкости 600 мАч разрядится за 6 минут). Это приводит к необходимости использования дополнительных очень мощных и больших по массе и габаритам источников питания. Все это делает возможным применение антенных фильтров только для базовой радиостанции.

Применение антенны более длинной, чем та, которой укомплектована ваша р/станция так же увеличивает радиус действия. Увеличенные антенны могут быть гибкие (фиксированной длинны) и телескопические. Часто вместо антенны большей длинны используют длинный кусок провода. Этот способ нельзя назвать удачным, т.к. КПД такой антенны намного ниже, чем у заводской. Поэтому из-за увеличения потерь радиус действия может не только не увеличиться, но и уменьшиться.

Однако особенного смысла во всех этих ухищрениях я не вижу, т.к. излучаемая мощность большинства имеющихся на рынке р/станций 4 - 5 Вт, что дает возможность на земле, в условиях прямой видимости, уверенно вести прием на расстояние до 8 км. При нахождении одного из передатчиков на высоте в 1 км дальность возрастает до 30 - 40 км. Я считаю, что этого вполне достаточно.

Ну вот в принципе и все, что я хотел вам рассказать. Летайте высоко, далеко, приземляйтесь мягко.

Игорь Компанец

Обновлено 23.09.2010 14:10
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Заклинило молнию? Садитесь "на пузо" - это получается даже у реактивных самолетов!

Кто здесь?

Сейчас 42 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 1210012
| статьи