ПОЧЕМУ Я РЕШИЛ НАПИСАТЬ ЭТУ КНИГУ?
Монография - Были крылатой горы. Часть I

Виктор Владимирович Гончаренко

Все права на книгу "Были крылатой горы" принадлежат сыну В.В. Гончаренко Юрию Викторовичу Гончаренко.
Копирование, перепечатка и другое использование материалов возможно только при наличии разрешения владельца - Ю.В. Гончаренко

В пору моего детства, когда я страстно мечтал стать летчиком, не пропуская ни одной книжки об авиации, многие статьи, репортажи, очерки начинались со слова "Коктебель". В них писали:

"Вчера в Коктебеле, на горе Узун-Сырт, установлен новый мировой рекорд продолжительности полета на планере..." или "Сегодня в Коктебеле открывается Всесоюзный слет планеристов, на который из многих городов страны слетелись на своих безмоторных аппаратах лучшие пилоты-парители...".

"Коктебель", "Узун-Сырт" - эти слова звучали непонятно и таинственно. Позже, из газет, я узнал, что словом "Коктебель" назван маленький поселок в Крыму, раскинувшийся у самого моря и что в переводе "Коктебель" означает Страна голубых скал.

Страна голубых скал... Какое прекрасное и романтическое название. Оно приводило меня в восторг, а Страна голубых скал манила к себе.

И так захотелось к синему морю, к жаркому солнцу, где над горой Узун-Сырт летают, как орлы, планеристы, что меня стала постоянно преследовать мысль - как удрать из дому. Эх! Вскочить бы на станции на подножку товарного вагона - и, здравствуй, Страна голубых скал!

Но постоянно созревало другое решение: вырасту, стану летчиком и полечу в Коктебель посмотреть, что же это за таинственная Страна голубых скал и крылатая гора Узун-Сырт.

Я, конечно, тогда не знал, что пройдет немало времени, прежде, чем я попаду в эти сказочно красивые и своеобразные края. Иногда мне казалось, что мои мечты никогда не сбудутся. Но уныние мое быстро проходило и я продолжал мечтать.

Видимо, я и в самом деле этого очень хотел, потому что мечты мои сбылись. Я стал планеристом и много лет спустя все-таки поднялся над легендарным Узун-Сыртом. Я летел вдоль горы, созданной самой природой для полетов орлов и планеров. С высоты она напоминала огромную плотину с плоской вершиной. Я дышал воздухом тех самых высот, с которых начинали свой путь в небо тысячи прославленных летчиков и планеристов, авиаинженеров и конструкторов, именами которых ныне гордится наша авиация.

Вон там, по той дороге, наверно, не раз поднимался на гору саратовский парнишка Олег Антонов, сконструировавший в шестнадцать лет свой первый планер. Ныне знаменитые "Аны" Генерального авиаконструктора Олега Константиновича Антонова летают над всем миром...

А на том утесе, возможно, мечтал о покорении космоса молодой планерист и конструктор Сергей Королев, будущий академик и Главный конструктор космических систем, который добился-таки своего и открыл человечеству дорогу к звездам...

Невольно подумалось, что это не гора, а сама история нашей авиации. Сколько она видела, сколько слышала! Только жаль, сама рассказать ничего не может. И, кажется, тогда я впервые подумал, что надо было бы рассказать людям об этой горе, о тех былях, которые она молча хранит в себе.

Но случилось так, что вскоре после моего первого знакомства с горой в 1961 году планеристы и вовсе оставили Узун-Сырт. Только степной ковыль шумел на его плоскогорье. Лишь в 1973 году над горой снова появились планеры. Их было немного, но старые горные орлы, завидев их, подлетали ближе, присматривались, словно что-то вспоминали и пытались узнать знакомых планеристов, что летали здесь когда-то...

А в сентябре 1973 года седой Узун-Сырт, казалось, вновь вспомнил свою молодость. Со всех концов нашей страны съехались и слетелись сюда почтенные ветераны авиации, чтобы отметить пятидесятилетний юбилей советского планеризма.

Нет, гора не забыла их. И люди тоже вспомнили. Со всего Крыма шли и ехали на Узун-Сырт, чтобы увидеть тех, кто своими руками создавал могущество нашей авиации, шли, чтобы поклониться памяти тех, кто начинал отсюда свой путь в небо и к звездам.

Мне посчастливилось присутствовать на этом празднике, слышать рассказы и воспоминания ветеранов авиации и планеризма. Для них свидание с Узун-Сыртом было путешествием в свою крылатую юность.

И тогда я решил рассказать нашей смене - славные былины древнего Узун-Сырта, чтобы и они знали их. Знали и гордились этой знаменитой горой, где зачиналась история советского планеризма, во многом предопределившая и историю нашей авиации.

Давайте же вместе послушаем о чем шумит ковыль на плато старого Узун-Сырта, послушаем, что нам расскажет седая гора.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Заклинило молнию? Садитесь "на пузо" - это получается даже у реактивных самолетов!

Кто здесь?

Сейчас 29 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Были крылатой горы. Часть_I ПОЧЕМУ Я РЕШИЛ НАПИСАТЬ ЭТУ КНИГУ?

Статистика

Просмотры материалов : 1257885