ПОЧЕМУ Я РЕШИЛ НАПИСАТЬ ЭТУ КНИГУ?
Монография - Были крылатой горы. Часть I

Виктор Владимирович Гончаренко

Все права на книгу "Были крылатой горы" принадлежат сыну В.В. Гончаренко Юрию Викторовичу Гончаренко.
Копирование, перепечатка и другое использование материалов возможно только при наличии разрешения владельца - Ю.В. Гончаренко

В пору моего детства, когда я страстно мечтал стать летчиком, не пропуская ни одной книжки об авиации, многие статьи, репортажи, очерки начинались со слова "Коктебель". В них писали:

"Вчера в Коктебеле, на горе Узун-Сырт, установлен новый мировой рекорд продолжительности полета на планере..." или "Сегодня в Коктебеле открывается Всесоюзный слет планеристов, на который из многих городов страны слетелись на своих безмоторных аппаратах лучшие пилоты-парители...".

"Коктебель", "Узун-Сырт" - эти слова звучали непонятно и таинственно. Позже, из газет, я узнал, что словом "Коктебель" назван маленький поселок в Крыму, раскинувшийся у самого моря и что в переводе "Коктебель" означает Страна голубых скал.

Страна голубых скал... Какое прекрасное и романтическое название. Оно приводило меня в восторг, а Страна голубых скал манила к себе.

И так захотелось к синему морю, к жаркому солнцу, где над горой Узун-Сырт летают, как орлы, планеристы, что меня стала постоянно преследовать мысль - как удрать из дому. Эх! Вскочить бы на станции на подножку товарного вагона - и, здравствуй, Страна голубых скал!

Но постоянно созревало другое решение: вырасту, стану летчиком и полечу в Коктебель посмотреть, что же это за таинственная Страна голубых скал и крылатая гора Узун-Сырт.

Я, конечно, тогда не знал, что пройдет немало времени, прежде, чем я попаду в эти сказочно красивые и своеобразные края. Иногда мне казалось, что мои мечты никогда не сбудутся. Но уныние мое быстро проходило и я продолжал мечтать.

Видимо, я и в самом деле этого очень хотел, потому что мечты мои сбылись. Я стал планеристом и много лет спустя все-таки поднялся над легендарным Узун-Сыртом. Я летел вдоль горы, созданной самой природой для полетов орлов и планеров. С высоты она напоминала огромную плотину с плоской вершиной. Я дышал воздухом тех самых высот, с которых начинали свой путь в небо тысячи прославленных летчиков и планеристов, авиаинженеров и конструкторов, именами которых ныне гордится наша авиация.

Вон там, по той дороге, наверно, не раз поднимался на гору саратовский парнишка Олег Антонов, сконструировавший в шестнадцать лет свой первый планер. Ныне знаменитые "Аны" Генерального авиаконструктора Олега Константиновича Антонова летают над всем миром...

А на том утесе, возможно, мечтал о покорении космоса молодой планерист и конструктор Сергей Королев, будущий академик и Главный конструктор космических систем, который добился-таки своего и открыл человечеству дорогу к звездам...

Невольно подумалось, что это не гора, а сама история нашей авиации. Сколько она видела, сколько слышала! Только жаль, сама рассказать ничего не может. И, кажется, тогда я впервые подумал, что надо было бы рассказать людям об этой горе, о тех былях, которые она молча хранит в себе.

Но случилось так, что вскоре после моего первого знакомства с горой в 1961 году планеристы и вовсе оставили Узун-Сырт. Только степной ковыль шумел на его плоскогорье. Лишь в 1973 году над горой снова появились планеры. Их было немного, но старые горные орлы, завидев их, подлетали ближе, присматривались, словно что-то вспоминали и пытались узнать знакомых планеристов, что летали здесь когда-то...

А в сентябре 1973 года седой Узун-Сырт, казалось, вновь вспомнил свою молодость. Со всех концов нашей страны съехались и слетелись сюда почтенные ветераны авиации, чтобы отметить пятидесятилетний юбилей советского планеризма.

Нет, гора не забыла их. И люди тоже вспомнили. Со всего Крыма шли и ехали на Узун-Сырт, чтобы увидеть тех, кто своими руками создавал могущество нашей авиации, шли, чтобы поклониться памяти тех, кто начинал отсюда свой путь в небо и к звездам.

Мне посчастливилось присутствовать на этом празднике, слышать рассказы и воспоминания ветеранов авиации и планеризма. Для них свидание с Узун-Сыртом было путешествием в свою крылатую юность.

И тогда я решил рассказать нашей смене - славные былины древнего Узун-Сырта, чтобы и они знали их. Знали и гордились этой знаменитой горой, где зачиналась история советского планеризма, во многом предопределившая и историю нашей авиации.

Давайте же вместе послушаем о чем шумит ковыль на плато старого Узун-Сырта, послушаем, что нам расскажет седая гора.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Рекомендуется перед полетом осмотреть свой дельтаплан, чтобы не улететь на чужом

Кто здесь?

Сейчас 158 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Были крылатой горы. Часть_I ПОЧЕМУ Я РЕШИЛ НАПИСАТЬ ЭТУ КНИГУ?

Статистика

Просмотры материалов : 1222287
| статьи