УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОСТЬ
Монография - Были крылатой горы. Часть I

Виктор Владимирович Гончаренко

Все права на цикл рассказов "Были крылатой горы" принадлежат сыну В.В. Гончаренко Юрию Викторовичу Гончаренко.
Копирование, перепечатка и другое использование материалов возможно только при наличии разрешения владельца - Ю.В. Гончаренко

В тот день в гостеприимном доме Волошина беседа затянулась за полночь. Для всех друзей Максимилиана Александровича, а были это в основном люди литературы и искусства - писатели и поэты, артисты и музыканты, Константин Константинович Арцеулов казался чуть-ли не пришельцем из другого мира. Самые различные вопросы сыпались один за одним:

- Молодой человек, признайтесь честно, - вмешалась в разговор простодушная хозяйка дома Мария Степановна, которая обычно больше слушала, угощая гостей чаем, чем говорила, - Вам не страшно летать?

Константин Константинович, смущенный всеобщим вниманием, пожал плечами:

- Нет, не страшно. Наоборот, в полете испытываешь радостное чувство, которое трудно описать словами. Летчики так его и называют "чувство полета"

По-юношески стройный, подтянутый, сдержанный, Арцеулов вовсе не был похож на того "старого воздушного волка", каким его заглазно представляли наслышанные о нем раньше обитатели Волошинского дома. Ведь об Арцеулове в последние годы немало писали газеты и журналы не только в России, но и других странах. И многие невольно воображали себе его чуть ли не этаким русским богатырем, воздушным Ильей Муромцем, что-ли. А тут - скромный молодой человек, выглядевший значительно моложе своих тридцати лет, с застенчивой улыбкой и деликатными манерами интеллигента. Даже не верилось, что на фронтах первой мировой войны он был грозой немецких разведывательных "Альбатросов". Неужели это тот самый Арцеулов, что в 1916 году первый в мире покорил штопор - преднамеренно выполнил эту фигуру и нашел секрет вывода из штопора, считавшегося тогда смертельной фигурой, унесшей немало человеческих жизней? Газеты всего мира тогда писали о нем, называя не иначе, как покорителем штопора. Да, это был он.

- Константин Константинович, это правда, что Вы не собирались быть летчиком? - спросил хозяин дома, подрезая нагоревший фитиль большой настольной лампы, с тонким фарфоровым абажуром.

- Правда, - улыбнулся Арцеулов, - дед мой, Иван Константинович Айвазовский, очень хотел, чтобы я тоже стал художником. Он даже брал меня с собой на этюды, хотя сам почти никогда не писал их с натуры. У него была поразительная, просто редчайшая зрительная память. Достаточно было ему увидеть понравившейся пейзаж, чтобы потом, дома, воспроизвести его на полотне со всеми подробностями в рисунке и в цвете.

У меня, к сожалению, таких способностей не оказалось, хотя рисовать я любил с детства и люблю сейчас. Но сердце мое лежало к другому. Отец мой был корабельным инженером и работал в Севастополе. Крейсеры и линкоры, легкие эсминцы и фрегаты в севастопольских бухтах поражали мое воображение. Я тоже хотел стать морским офицером, как отец.

Должен признаться, что наблюдая за кораблями, я одновременно мог часами любоваться полетами чаек. Красивое это зрелище. Удивительная легкость и свобода их полета. А тут еще и в газетах пошли сообщения о первых полетах братьев Райт на своем аэроплане в Америке, об успешных полетах Сантос-Дюмона на дирижаблях в Париже вокруг Эйфелевой башни и на первом в Европе его же аэроплана, похожем на воздушный змей и летающем хвостом вперед. Все это, конечно, захватывало воображение гимназиста и я начал интересоваться авиацией. В 1907 году в Севастополе я построил самодельный планер собственной конструкции. Кажется, это был один из первых планеров в России. Пытался на нем летать.

Мое увлечение флотом и авиацией решилось в пользу авиации неожиданно для самого себя. В 1910 году я собрался поступать в        Петербурге в военно-морское инженерное училище. Но на медицинской  комиссии врачи срезали меня по здоровью, нашли, что у меня слабые легкие и приписали мне горный воздух. "Профессор, - спросил я тогда почтенного председателя медицинской комиссии, - я полагаю, что для горного воздуха не обязательно ехать в горы? Что вы скажете, если я начну летать на аэроплане?"

Профессор озадаченно поглядел на меня, но, убедившись, что я спрашиваю вполне серьезно, задумался и неуверенно протянул:

- Пожалуй, можно попробовать...

Я подал рапорт в Гатчинскую летную школу - тогда она была первой и единственной в России. Был принят, стал учиться летать. И не жалею об этом. Как видите, высотный воздух вполне помог  мне, на здоровье не жалуюсь.

Обитатели Волошинского дома и сама хозяйка еще долго не расходились отдыхать и Константин Константинович допоздна рассказывал о полетах, о различных случаях из своей летной практики.

- И, наконец, последний вопрос, - как бы подытоживая интересный вечер  и  желая  дать  гостю   отдых,   сказал   Максимилиан Александрович, - Вы  уж извините за любопытство, Вы надолго в наши края?

- Да как вам сказать, - подошел к окну Арцеулов и поразился красоте коктебельской ночи. Море и горы при полной луне смотрелись еще таинственнее и дико, чем днем.

- Меня интересует в Коктебеле одна гора...

- Гора? - удивился Волошин, - Их здесь полно. Но тогда Вы, наверное, не в то окно смотрите... Вот в это надо, с видом на Кара-Даг.  Все поэты и художники прежде всего им интересуются...

- Извините, Максимилиан Александрович, но я не поэт, а летчик и меня интересует именно вон та гора, - кивнул Арцеулов на освещенный  луной длинный склон с ровной вершиной.

- Узун-Сырт?

- Именно он.

- Что же вас там привлекает? Обыкновенная, невзрачная на вид гора, ни высоты, ни красоты. Только и того, что длинная...

- Я запомнил ее еще с детства, - таинственно улыбнулся Арцеулов,- Когда дед брал меня с собой на этюды. Запомнил, как над ней парили орлы... Вот мне и захотелось поглядеть на них снова. Завтра пойду...

- И я с вами! Чур первый! - напросился Волошин, - Берете в компанию?

- С радостью! - согласился Арцеулов.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Перед выполнением маневра рекомендуется посмотреть в сторону поворота, чтобы не услышать о себе и своих предках много интересного

Кто здесь?

Сейчас 43 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 1209781
| статьи