ОДВФ
Монография - Были крылатой горы. Часть I

Виктор Владимирович Гончаренко

Все права на цикл рассказов "Были крылатой горы" принадлежат сыну В.В. Гончаренко Юрию Викторовичу Гончаренко.
Копирование, перепечатка и другое использование материалов возможно только при наличии разрешения владельца - Ю.В. Гончаренко

В марте 1923 года со страниц газет не сходили крупные заголовки, в которых то и дело мелькали в непривычном сочетании четыре большие буквы - ОДВФ. “Вступайте в ОДВФ!” - призывали газеты, - “Трудовым рублем укрепим ОДВФ!”      

По Москве с утра до ночи носились шустрые мальчуганы-продавцы газет, горланя на шумных перекрестках во все горло: “Свежие новости! Создано ОДВФ!”

- Чаво, чаво?- останавливались бородатые мужики, стекающиеся в Москву из разоренных деревень в надежде на заработок, - Че енто такое? И не выговоришь.

- Эх, деревня! - снисходительно объясняли неграмотным мужикам мальчуганы, - Не “чаво”, а ОДВФ, Общество друзей воздушного флота! Поняли? Вот, видите, написано: “Трудовой народ - строй воздушный флот!” Скоро вся Россия будет летать на аэропланах!

- Едрит твою корень! - разевали от удивления рты мужики, роясь в карманах и отыскивая гривенник на газету, которую, если не прочитать, то все равно можно использовать на цигарки.

В городах и уездах комсомольцы устраивали сбор средств на строительство воздушного флота.

Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна  одними из первых вступили в ОДВФ и внесли на постройку самолетов из своего скромного жалованья 6 рублей.

- Ну, ежели и Ленин, - соглашались прижимистые мужики в деревнях, сознательно раскошеливались из куцей зарплаты рабочие на заводах и фабриках, - тогда и мы поддержим! И мы не супротив нужного дела! - и летели в металлические кружки медяки и гривенники - кто сколько мог.

Так за один год по стране в фонд воздушного флота было собрано несколько десятков миллионов рублей.

Новосозданное Общество друзей воздушного флота сразу же развернуло “поход на ликвидацию авиационной неграмотности народа”. По всей стране, в городах и селах читались лекции по авиации, пропагандировались авиационные знания, поддерживалось развитие авиамодельных и планерных кружков.

Энтузиасты из “Парящего полета” на Красной Пресне воспрянули духом.

- Ну, друзья, - радовался со всеми Константин Константинович Арцеулов, - начинали мы с малого, а теперь вся страна мечтает о крыльях! Слыхали? При ОДВФ образован “Центр безмоторной авиации”, который специально будет заниматься только вопросами развития и расширения планеризма в стране. Центр уже заинтересовался нашими делами и постановил провести осенью в Крыму, на горе Узун-Сырт первые всесоюзные планерные испытания.

- Вот это новость! - воскликнул военный летчик Невдачин, пробующий в кружке свои силы в качестве авиаконструктора. - Надо быстрее заканчивать “Буревестник”!

Кружковцы знали, что “Буревестником” Вячеслав Павлович назвал свой планер-первенец, который он строил с необычайным энтузиазмом. По мнению большинства, “Буревестник” был задуман удачно, как тогда говорили, “по-самолетному”. Это значило, что он имел фюзеляж, кабину для пилота и даже деревянные колеса. По тем временам это был довольно сложный проект. Некоторые кружковцы считали, что планеру не обязательно иметь кабину, что он может быть попроще и подешевле. Ведь летал же основоположник планеризма, немецкий инженер Отто Лилиенталь, на крыльях из ивовых прутьев, обтянутых шелком, надевая их на себя! Правда, это было не очень удобно: пилот во время полета просто висел под крыльями и управлял ими без рулей, балансируя телом... Конечно, сейчас такая примитивность ни к чему, но и закрытый фюзеляж с кабиной тоже казался “ненужной роскошью”.

- Что главное в планере? - спрашивали сторонники легкой и дешевой конструкции, и убежденно отвечали, - Крылья! Они создают подъемную силу, А все остальное - детали. Вместо фюзеляжа можно сделать легкую ферму или балку, на которой и будут крепиться впереди управление и сидение для пилота, а сзади - хвостовое оперение. Просто и доступно для постройки в любом кружке.

Такую простую конструкцию для своего учебного планера избрал, например, Сергей Владимирович Ильюшин.

Впрочем, здесь каждый был волен делать что сам считает нужным, так как никакого опыта в постройке планеров ни у кого, кроме Арцеулова, не было. На вопрос - что нужно в действительности? - тоже никто толком ответить не мог. Вот и сейчас вспыхнул знакомый спор, что лучше? Это была привычная, как подшучивали остряки, битва умов. Мнения разделялись поровну. В таком шатком равновесии все отлично понимали, что окончательный ответ на этот вопрос в состоянии дать только практика - проверка планеров в деле, в полетах.

И вот - радостная весть о предстоящих планерных испытаниях в Крыму! Она взволновала и подхлестнула всех.

Даже спокойный и всегда невозмутимый Анощенко заторопился к себе в Воздушную академию, где он строил свой необычный планер.

- Ну что ж, друзья, - напутствовал кружковцев Арцеулов, не будем терять время на споры. За работу!

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Стоимость летного часа на спортивном дельтаплане выше стоимости летного часа пассажира Боинга 747

Кто здесь?

Сейчас 84 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 1210055
| статьи