ЧТО ЗНАЧИТ "ОТОРВАТЬСЯ ОТ ГОРЫ"
Монография - Были крылатой горы. Часть II

Виктор Владимирович Гончаренко

Все права на книгу "Были крылатой горы" принадлежат сыну В.В. Гончаренко Юрию Викторовичу Гончаренко.
Копирование, перепечатка и другое использование материалов возможно только при наличии разрешения владельца - Ю.В. Гончаренко

Уже больше часа продолжается полет. Андрей Юмашев доволен своим планером. Послушный малейшему движению рулей, Ю-1 выписывает "восьмерки" над Узун-Сыртом на трехсотметровой высоте.

В воздухе полно планеров. Летают и немцы. Их аппараты заметны издали характерной особенностью - отсутствием колес. Они взлетают и садятся на лыжу - деревянную планку из прочного дерева под фюзеляжем. У некоторых из них под лыжей проложены резиновые кольца, которые смягчают толчки при пробеге по земле, словно рессоры.

Вот и сейчас над головой прошел один из таких планеров. Юмашев узнал в кабине Неринга. Ничего не скажешь, хорошо летает, держится выше остальных. Конечно, на колесах планер легче перевозить на старте, но в полете они не к чему, только создают лишнее сопротивление и снижают качество планера.

"Следующий планер сконструирую тоже с лыжей" - на ходу перенимает новинку Юмашев и поворачивает за Нерингом. У "кармана", как называют планеристы небольшую вогнутость склона на подходе к Коклюку, поток "держит" особенно хорошо. Ю-1 поднимается еще на десяток метров. Пора ложиться на обратный курс, может удастся догнать по высоте Неринга.

Но почему-то тут вспоминается вчерашний разговор и приходит шальная мысль: а что если сейчас оторваться от склона, где упругий "южак", как на воздушной подушке поддерживает планер, и с этой высоты ринуться с попутным ветром в сторону степей?

Внизу - старт, усеянный крохотными фигурками людей и разноцветными силуэтами планеров, готовящихся к полету. Дальше - палаточный городок, ангары. За ними - пологий северный склон Узун-Сырта, к которому сегодня опасно приближаться: при южном ветре там сейчас зона нисходящих потоков и "роторов" - вертикальных вихрей, которые в один момент могут бросить планер с высоты в овраги или на каменные обрывы. А за горой начинается ровная, как ладошка, степь...

Уже давно пора делать левый разворот "восьмерки", но Юмашев медлит. И хочется оторваться от склона, от его невидимого, но такого надежного динамического потока, и как-то непривычно, рискованно... И зовут пилотское сердце степные просторы, и неизвестно, что будет над северным склоном, удастся ли его проскочить благополучно... Хорошо если высота позволит перетянуть через роторы и завихрения, а если бросит вниз, на скалы? От одной мысли об этом становится не по себе. Бр-р-р!

"Неужели ты, Юмашев, трус?" - спрашивает сам себя пилот. Ну нет, трусом он еще не был!

Вместо привычного левого разворота на "восьмерку" пилот нажимает на правую педаль. Ю-1 послушно разворачивается вправо, что вызывает на старте легкую сумятицу. Видно, как внизу забегали фигурки, как стартер усиленно машет красным флагом, запрещая правый разворот. Напрасно они там беспокоятся, решение принято. Планер, как бы давая пилоту знать, что спасательный "динамик" над южным склоном остался позади, клюнул носом и пошел на снижение. Впереди - плоскогорье Узун-Сырта и над ним - прозрачным голубым хрусталем - купол неба. И больше ничего. Где же надо искать эти таинственные восходящие потоки над равниной? Какую тайну знает и не открывает Неринг?

Но что это? Снижение, кажется, прекратилось? Ах, как неудачно расположена пилотская кабина, прямо над крылом - ничего не видно вниз. Юмашев вытягивает шею. Внизу - палатки лагеря и больше ничего достопримечательного. Откуда же здесь взялся поток, за счет чего он возник?

Поперек Узун-Сырта тянется небольшой возвышенностью отрог Коклюк. Может это над ним рикошетит вверх ветер и не дает снижаться? Вряд-ли. Ветер дует почти вдоль отрога...

Но ведь что-то же держит? Что?

Впрочем, теперь поздно искать причины - поток кончается так же неожиданно, как и начался, и планер снова идет на спуск. А северный склон все ближе и ближе. Так и подмывает развернуться на 180 градусов и вернуться на старт. Но очень интересно, что же будет дальше.

Вот выше метров на сто летит, не махая крыльями, орел. Он держит курс к вершине горы Агармыш, что возвышается за Старым Крымом. Юмашев с любопытством пристраивается ему вслед и чувствует, что снижение опять прекратилось. Значит, в воздухе действительно есть какие-то потоки и орлы их умеют нащупывать.

Сам того не замечая, Юмашев улыбается, словно он начинает овладевать волшебной лампой Алладина. Он даже произносит про себя таинственное заклинание: "Сезам, откройся!"

Как бы не так! Орел замахал крыльями и полетел себе дальше, а планер резко бросило вниз и закачало с крыла на крыло. Вот они, вихри северного склона!

Но Юмашев начеку. Он выправил крен, удержал направление полета. Снова стало тихо.

Однако, дорого обошелся ему этот бросок - высоты осталось метров сто. Теперь даже если бы и хотел вернуться назад, ничего не получится, придется садиться в долине. Юмашев выбирает скошенное поле и планирует к нему. Но вот чудеса! Опять какая-то невидимая сила потянула планер вверх. Да как! Высота растет на глазах. 200 - 250 - 300 метров!

Юмашев беспокойно шарит глазами то по земле, то по небу, стараясь отыскать хоть какие-то приметы неведомой силы. Но внизу желтое жнивье, а вверху все то же безмятежно голубое небо. Вот уж действительно, тайна за семью печатями!

Но напрасно он радуется. Снова все кончилось и планер идет на спуск. Впереди видна дорога из Симферополя на Феодосию. Юмашев держит курс к ней. Но потоки больше не встречаются. Внизу на выпасе при его приближении, испуганно сбивается в кучу отара овец, очевидно принимая планер за огромного орла. Рядом приветственно машет ему рукой пастух. Жаль, что такой интересный полет кончается, но ничего не поделаешь. Юмашев разворачивается против ветра. Еще немного - и планер громыхает и тряско подпрыгивает на ухабах своими деревянными колесами.

- Ого как далеко залетел! - подбегает к планеру пожилой пастух, - километров пять, наверное, будет!

- Эх! - досадливо махнул рукой  Юмашев, - Разве это далеко?

- Ничего, сынок, - успокаивает старый пастух, - всякая большая дорога начинается с маленького шага. Вот и считай, что ты первый шаг сделал!

- Да, все-таки от горы оторвался! - вдруг покладисто соглашается Юмашев и ямочки на его щеках выдают пастуху, как он еще молод, - И знаешь, отец, я убедился, что потоки есть! Не только над горой, но и над равниной есть!

- Есть, есть! - кивает старый пастух, хотя и не понимает о каких потоках говорит пилот. Но он так молод и так светятся счастьем его глаза, что пастух верит ему и кивает седой головой.

Вечером в лагере поздравляли Юмашева с первым полетом над равниной на дальность. Судейская коллегия уточнила по карте, что он пролетел по прямой 4,8 километра.

- Молодец! - хлопал  по плечу своей ручищей Яковчук, - Почти пять километров отмахал! Никому еще столько не удавалось!

И никто, конечно, в тот миг не знал, что пройдет 12 лет и член прославленного экипажа Михаила Громова, второй пилот краснокрылого самолета АНТ-25 из Москвы, через Северный полюс, совершит перелет в Америку. Этим полетом экипаж АНТ-25 установит новый мировой рекорд дальности полета, покрыв за 62 часа расстояние в 11500 километров! Но это будет только в июле 1937 года.

А сейчас друзья радуются искренне и этому скромному результату

- Так, говоришь, и над равниной встречаются потоки?

- Встречаются, и даже сильные, но откуда они берутся, честно признаюсь, я так и не разобрал! - чистосердечно признается Юмашев.

- Ничего, теперь и мы будем пробовать! Непременно разгадаем тайну!

- Да, разгадаем! - подошел к "имениннику" Константин Константинович Арцеулов, - Ну вот, молодой человек, вы и оторвались от склона! Поздравляю!

- Да не с чем, пока! - смутился таким всеобщим вниманием Юмашев,

- Как не с чем? Сделан первый шаг. Дальше дело пойдет!

И Юмашев удивился, как эти слова Арцеулова совпадали с мыслями старого пастуха. И он улыбнулся этому совпадению и подумал, что это хорошее предзнаменование, что действительно, еще все только начинается, все еще впереди. И он будет стараться не отставать от других.

Ему было двадцать лет и жизнь казалась удивительно красивой.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

+5 м/с - это скороподъемность, а не перегрузка - можете продолжать дальше!

Кто здесь?

Сейчас 41 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Были крылатой горы. Часть_II ЧТО ЗНАЧИТ "ОТОРВАТЬСЯ ОТ ГОРЫ"

Статистика

Просмотры материалов : 1239807
| статьи