Борис Данник. Начало. Печать
История
07.09.2013 08:13

Всё началось с заметки в «Комсомольской Правде»…На то время я уже уверенно стоял на водных лыжах и вдруг такое «приложение» к ним! Ещё более острые ощущения! Написал в редакцию КП и попросил выслать координаты А.Казённого. Газета оперативно отозвалась на мою просьбу и Александр выслал мне эскизы с размерами и прочую «сопроводиловку».

В Черкассах я быстро подключил комсомольские органы и ДОСААФ. Под «соусом» подготовки к празднованию традиционного Дня Военно-Морского Флота, где я с командой водно-лыжников уже принимал участие, мне оказали посильную помощь в приобретении необходимых материалов.

На водно-спортивной базе ДОСААФ мне предоставили «угол» для сборки конструкции.
При этом шла интенсивная переписка с А.Казённовым по поводу всевозможных конструкторских тонкостей. Итак. Трубы Д1Т 32х5(?), парашютный шёлк (ничего другого я не нашёл – поджимали сроки) с пропиткой жидкостью для водостойкости палаток, тросики- 2мм. Подарили яхтсмены, тендеры и метизы «скомсомолили» с одного «почтового ящика».

На ручной швейной машинке «без зигзага» скроил и сшил собственно крыло. Больше всего пришлось повозиться с сочленениями каркаса на предмет сборки-разборки-переноски. Не имея никакого опыта подобного конструирования помогли друзья-инженеры. В конце-концов на места сочленений пришлось одеть «чулки» из хромансилиевых труб.

После того, как собрал это изделие, именуемое тогда «змей», стал вопрос о буксировке. Те катера, что таскали нас на лыжах, не подошли – не хватало скорости. Остановились на катере на подводных крыльях «Стрелка». Он уверенно выгребал меня из воды, но получалась большая дистанция с момента старта до отрыва. Висеть на руках – удовольствие со знаком «минус». Всей мощности мышц плечевого пояса хватало минут на десять и то в штилевую погоду. Выход напросился сам – нужно сидеть. Затем долго подбирал размеры т.н. уздечки из трёх фалов, что регулируют постоянный угол атаки. При неправильном подборе змей начинал входить в правые и левые крены и описывать «восьмёрку». Она увеличивалась в
амплитуде и даже при моментальной отцепке, на скорости 50-70 км./ч., меня больно било об воду. С третьей попытки удалось наладить уздечку и, в конце-концов, змей был укрощён.

С водителем катера обговорили все детали по рекомендациям А.Казённого. Для более быстрого выхода катера на крылья, мы отполировали их до «зеркала», что и заводу-изготовителю не снилось, сняли с катера всё лишнее – оставили только кресло водителя, спасательный круг, багор. В боковые бензобаки наливали всего по 10л. Бензина. Пробег по воде до отрыва у нас сократился и стал где-то 70-100м. На Днепре леталось замечательно. Катер выделяли только по выходным и погода, как правило, была пляжно-штилевая.

Финальный полёт мне подарила Одесса-мама. В 1973 году, работая в пионерском лагере «Молодая Гвардия», что в Лузановке, решил тоже попробовать змей на морских просторах. Опять-же приурочили ко дню Флота. Комсомольцы Одесского Морского Порта выделили катер на подводных крыльях с очень большими лошадиными силами – прямо-таки морской монстр! В Лузановке при большом скоплении народа стартовал без всяких тренировок в 100м. от берега со шлюпки (далее есть на фото). Работа с экипажем была проведена на ходу. В отличии от ласкового штиля Днепровского водохранилища – волна, боковой ветер. В некоторых эпизодах, на мой взгляд, буксир был почти вертикальным. Было немного страшновато. Обошлось. Второй полёт был уже в более спокойной атмосфере вдоль всех знаменитых пляжей Одессы. Это были мои заключительные полёты.

В 1975 году мне написал Виктор Ягнюк из Рижского института Гражданской Авиации о группе киевлян, что уже летают на крыле «рогалло». Опять-же заметка в журнале «Техника молодёжи» о первом слёте дальтапланеристов в Славско-Карпаты. Но это уже другая история. Думаю, что уже не обо мне. Благодарен всем, кто заботится об истории дельтапланеризма.


Борис Данник

Обновлено 07.09.2013 08:21
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

+5 м/с - это скороподъемность, а не перегрузка - можете продолжать дальше!

Кто здесь?

Сейчас 117 гостей онлайн

Где я?

Главная страница История Борис Данник. Начало.

Статистика

Просмотры материалов : 1231670
| статьи