Сила в центре Печать
Метеокласс
03.12.2009 09:29

Наши представления о структуре термического восходящего потока чаще всего либо неполные, либо расплывчатые. Лишь в абсолютно штилевых условиях распространенное представление о восходящем потоке, как своего рода каминной трубе, соответствует действительности. Однако, если просмотреть параметры ветров в метеосводке за нормальный летный день, то можно заметить, что до высоты 3000 метров они колеблются от 2 до 10 м/сек. Соответственно и восходящие потоки будут сильно смещены и наклонены. В этой ситуации необходимо на каждом витке вытягивать спираль против ветра.

При перелетах от потока к потоку существуют значительные различия, входите вы в поток с попутным или со встречным ветром. При подлете к потоку с попутным ветром можно начинать закручивать спираль еще прежде достижения ядра потока, затем постепенно смещаясь к нему вместе с воздушной массой. При подходе к воздушному потоку со встречным ветром необходимо залетать непосредственно в ядро (даже за ядро), в противном случае можно очень быстро потерять поток. Из факта наклона восходящего потока неминуемо вытекает необходимость вести поиск потока под облаком преимущественно с наветренной стороны.

Правило на заметку: чем сильнее ветер и чем ближе вы к нижней кромке облака, тем больше должно быть наветренное смещение. Если в начале летного дня в первых обработанных потоках зона максимального подъема находится с наветренной стороны кучевого облака, то можно с высокой долей вероятности предполагать, что и у других облаков зона максимального подъема находится там же. Но не следует забывать, что большие кучевые облака подпитываются не одним единственным восходящим потоком.

При высокой нижней границе облаков, особенно часто может случиться, что из-за изменения направления ветра на высоте восходящие воздушные потоки изгибаются. В этой ситуации очень полезно сравнительное наблюдение приземного ветра (деревья, флаги, дымы, и т.п.) и направление движения теней облаков.

Конвективное движение в восходящем потоке

Внутри шлейфа ("бороды") все, как правило, пребывает в движении. Более теплые партии воздуха стремятся вверх, а "утомленные" (истощенные) в перемешивании партии вытесняются в сторону. Поэтому восходящий поток имеет "голову", для которой характерны жесткие порывистые толчки, слабо турболизованный "хвост", ядро, на которое указывает специфическая турбулентность, и периферийную зону, часто переходящую в сильный "нисходняк".

Если неопытный пилот попадает в подобный "нисходняк", то он может быть сильно напуган очень интенсивным снижением, причем снижение от метеорологических причин усугубляется собственным снижением аппарата. Вероятно он постарается возможно быстрее покинуть зону снижения, из-за чего будет отклоняться от восходящего потока и потому будет особенно долго задерживаться в зоне нисходящих воздушных масс.

Восходящий поток, подпитываемый приземными воздушными слоями в периферийной зоне перемешивается с окружающим воздухом. Эта смесь все еще теплее окружающего воздуха, благодаря чему также способна подниматься вверх. Поэтому с ростом высоты поднимающаяся воздушная масса будет так же увеличиваться в объеме.

Вертикальная скорость зависит от температуры поднимающегося воздушного потока ("пузыря") и от господствующего вертикального распределения температур (температурного градиента). Таким образом стабильные слои и инверсия могут ослабить либо даже совсем парализовать восходящий поток.

Несколько упрощая можно сказать, что диаметр восходящего потока уменьшается с увеличением его силы, и напротив, когда сила потока уменьшается, диаметр потока будет больше. Особенно отчетливо это условие проявляется в инверсионных слоях.

Достаточно сильная инверсия останавливает большинство воздушных потоков. Только наиболее мощная часть восходящего потока прорывается - разумеется тоже заметно ослабленная - сквозь инверсионный слой, переформируется и поднимается дальше, иногда даже образуя кучевые облака поверх инверсионного слоя. В таких случаях немецкие авиационные метеорологи говорят о "дырках в сыре".

Прочие части потока, чья вертикальная скорость была истощена, не могут, естественно, оставаться на месте и вынуждены распространяться горизонтально ( по сторонам). Восходящий поток буквально разбивается от столкновения с хорошо развитым инверсионным слоем, создавая, таким образом горизонтальные порывы и турбулентность. Это явление у авиаторов получило название "эффекта булыжной мостовой".

Если восходящий поток пробивает инверсионный слой со скоростью, которая ниже скорости снижения летательного аппарата в спирали, то аппарат не сможет преодолеть инверсию даже если поверх инверсионного слоя формируется великолепные кучевые облака.

Если же облакообразование происходит в инерционном слое, то превращения восходящего воздушного потока в облако ожидать не приходится. В случае, когда инверсия слабо выражена, она очень слабо влияет на силу восходящего термического потока.

Итак, чрезвычайно полезно знать обстановку в пространстве термических потоков, так как это позволяет составить более определенные представления об ожидаемых восходящих потоках.

Манфред Крайпль

Перевод: А.Хеенко

Обновлено 23.09.2010 13:49
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Чем дальше магазин, тем меньше емкость батареек...

Кто здесь?

Сейчас 84 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Метеокласс Сила в центре

Статистика

Просмотры материалов : 1295997