Шестиугольная теория Печать
Метеокласс
03.12.2009 10:02

Несколько лет назад я узнал о метеорологической теории, очень мало известной среди летающей братии, однако нахожу, что по настоящему эта теория полезна при попытке осмыслить картину образования и развития кучевых облаков над равниной. Собственно-то и возникла эта гексагональная теория при изучении процесса образования облачности над обширными, с монотонным рельефом, равнинами, такими, как я например полагаю, пустыня Сахара, где тысячи и тысячи дюн одинаковой высоты. Возникает закономерный вопрос: как должна возникать здесь связанная с термиками кучевая облачность? Многие месяцы натурных наблюдений дали результат, которые оформились в гексагональную теорию. Она утверждает, что облака возникают по сетке, напоминающей пчелиные соты! Причем при безветрии это правильные шестиугольники, все стороны примерно по 6 км. Удивительно, однако длина стороны этих шестиугольников никак не связана с высотой нижней кромки облаков, а также и с интенсивностью термических потоков! В центрах каждого такого шестиугольника существует зона нисходящего потока, и облаков тут не бывает (у пилотов это называется "голубая дыра").

А вот мне по-настоящему стало интересно, как на эту шестиугольную сетку влияет ветер? Оказывается сама сетка "плывет" по ветру, причем так, что две стороны шестиугольника располагаются по ветру. Это - если ветер слабый. Но вот ветер крепчает, и правильный шестиугольник деформируется, растягивается по ветру. Чем сильнее ветер, тем длиннее и длиннее стороны шестиугольника, направленные по ветру. Они приобретают вид гряды облаков. Например, если в штиль сторона правильного 6-угольника была примерно 6 км, то уже при ветре 20 км/час длина стороны, ориентированной по ветру, равна 20 км.

Зачастую я удивляюсь, почему практически никогда гряды не растягиваются на сотню километров и больше в одну линию? Гексагональной теория отчасти отвечает на этот вопрос в условиях равнин и пустыни.

Когда вы летите вдоль гряды облаков примерно на высоте нижней кромки, то наблюдать за окружающими облаками непросто, а решать, в какую сторону лететь дальше - и подавно! Поэтому большинство пилотов, не мудрствуя лукаво, летят прямехенько по ветру, а источники возможного возникновения термика пытаются высмотреть, исследуя землю.

Можно, конечно, поступать именно так! Но гексагональная теория на этот счет имеет конкретный, ясный ответ. Согласно ей, долетев до конца идущей по ветру стороны шестиугольника, пилот, желая и далее лететь по "улице", где имеются и термики, и кучевые облака, обязан либо влево, либо вправо свернуть под углом 60 градусов к тому направлению, по которому дует ветер, и пролететь как минимум 6 км, после чего снова можно будет лететь по ветру. Так что гексагональная теория объясняет вам: если долетев до конца гряды облаков, вы продолжаете полет дальше по ветру под чистым небом, вы имеете очень большую вероятность залететь в центр шестиугольника, где вас будет ожидать мощный нисходняк.

"Голубая дыра" - это еще одна зона, где для пилотов свободного полета у гексагональной теории есть свои рекомендации. Я знаю многих пилотов, сознательно направляющих свой полет в сторону голубого неба; там, дескать, ярко светит солнышко, земля греется, термики должны быть. Нет, гласит теория, в том месте, где вы предполагаете отыскать восходящие потоки, вас ожидает, вопреки даже якобы "здравому смыслу" поток нисходящий. Там - "голубая дыра", так что хотите лететь подальше и побыстрее - сворачивайте вдоль сторон шестиугольников.

Однако эта теория, как и все остальные метеорологические теории, не универсальна и не всесильна. Это лишь одна из составляющих в многоликом балансе природных сил. Так что, если вы собираетесь применить эту теорию, будьте готовы к осечкам.

Ну, к примеру - на фоне однородной местности есть какой-либо очень мощный источник термиков, вроде освещенного солнцем склона горы, и теория рассыпалась. Теория эта ведь сильна только на обширной и монотонной равнине. Т.е. там, где нет четко выраженных пятен повышенной термической активности. Вся масса воздуха должна быть однородной, а всевозможные конвергенции, морские бризы, контрастные поля и тому подобное - мгновенно нарушают шестиугольную сетку, и теория теряет всякий смысл. Прежде всего, теория дает пилоту еще одну подсказку, как наблюдать небо и понимать закономерности, чтобы их грамотно использовать в полете.

Брюс Голдсмит

Перевод: Ю. Бова

Обновлено 23.09.2010 13:51
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Рекомендуется перед полетом осмотреть свой дельтаплан, чтобы не улететь на чужом

Кто здесь?

Сейчас 104 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Метеокласс Шестиугольная теория

Статистика

Просмотры материалов : 1239878
| статьи