Конвергенция Часть 1 Печать
Метеокласс
03.12.2009 13:12

Часть 1

На заре своей летной карьеры у меня была хорошая привычка изучать всю литературу о полетах, которую только удавалось раздобыть, и еще тогда в память врезался феномен "конвергенции". Во всех книгах утверждалось, что это - именно феномен, что возникает он лишь в особых, исключительных случаях, и не повсеместно, а только в определенных местах, например, на морском побережье, словом, в необычной обстановке и редко. Много времени прошло с тех пор, и вот я с удивлением обнаружил, что конвергенция возникает повсеместно, часто, и что никакой это вовсе не феномен, что по меньшей мере добрая половина из всех моих многочисленных перелетов связана в той или иной мере с использованием конвергенции. Она - и в горах, и на равнине, и на побережье, и по долинам, так что в среднем хоть раз при маршрутном полете вы столкнетесь с явлением "конвергенция".

Итак, что такое конвергенция?

В основном это столкновение двух воздушных потоков, имеющих скорость, неодинаковую по направлению. Если массы этих сталкивающихся потоков не одинаковы, то одна из них норовит залезть на другую, подмять ее под себя, и возникает восходящий поток на границе контакта этих воздушных течений. Если температура, и стало быть плотность (удельный вес воздуха) обоих течений одинакова, то оба они на границе контакта устремляются вверх, но зачастую таких идеальных условий не бывает, и та струя, что потеплее, устремляется поверх той, что прохладнее. Термики, если они в зоне такого контакта возникают, тоже получаются более "концентрированными" и более мощными, ибо вся масса окружающего их воздуха нестабильна и сама по себе готова ринуться вверх, только ее чуть подтолкни.

КонвергенцияКонвергенция морских бризов

Пожалуй, что это один из наиболее типичных видов конвергенции возникающих везде, где есть значительной длины отрезок побережья, перпендикулярно к которому с моря дует ветер, а суша способна ощутимо прогреваться. Вторгающийся на сушу холодный тяжелый воздух вызывает уменьшение давления и провоцирует повышение термической активности. В месте контакта холодного (обычно) морского воздуха и более теплым воздухом суши возникает конвергенция, образующая способный взмыть вверх слой воздуха.

Наилучшее место зоны конвергенции для поиска восходящих потоков - это ее сторона, максимально зашедшая на сушу, поскольку та ее часть, где холодный морской воздух уже проник, стабильна и инертна по определению. Граница конвергенции сдвигается вместе с массой холодного морского воздуха в глубь суши до тех пор, пока не затухнет термическая активность, так что двигаясь в сторону суши на волне конвергенции, пилот должен представлять себе картину, как далеко эта волна может продвинуться и как долго она может существовать.

На что похожа конвергенция?

Опознать конвергенцию можно разными путями.
Во-первых, по такому очевидному признаку, как внезапная перемена направления ветра в приземном слое.
Во-вторых, наблюдая облака: кучевые облака над зоной конвергенции плотной кромкой отделяют находящееся за ними чистое небо. Временами, конечно, бывает и так, что в зоне чистого голубого неба, где находится холодный воздух морского бриза, тоже образуются кучевые облачка, однако они всегда ниже, чем мощные, высокие кучевые облака над прогретой зоной суши, причем основание облаков в зоне конвергенции выше, чем основание облаков, которые находятся континентальнее.
В-третьих, на стыке этих двух масс по границе контакта бриза с массой воздуха суши можно часто наблюдать облако-занавеску, темнее и выше, чем остальные кучевые облака.

Там, где вблизи побережья есть плато или горный хребет, то над ними также можно обнаружить зону конвергенции. Зачастую все три перечисленные приметы проявляются одновременно и делают обнаружение зоны конвергенции простым делом, особенно если хорошо заметна упомянутая "занавеска". А бывает, что по обе стороны от границы конвергенции небо чистое, голубое, и в этом случае наличие конвергенции подскажет только один признак: смена направления ветра в приземном слое. Правда, мой опыт полетов с использованием конвергенции говорит о том, что голубизна неба при этом разная: масса бриза подернута дымкою, а масса воздуха суши чиста, без дымки. На стыке этих зон, если вы наблюдаете за небом внимательно, и находится граница конвергенции.

Как использовать ковергенцию?

Летать надлежит вблизи границы воздушных масс обязательно со стороны суши. А далее в зависимости от типа восходящих потоков в зоне конвергенции, существует две тактики полета. Если в зоне конвергенции на лицо термические потоки типа "трубы", то и летать тут надо, как в обычном термике. Это первый прием. Если же термиков типа "трубы" в зоне конвергенции нету, а есть восходящая зона по всей поверхности соприкосновения масс, то лететь следует вдоль линии сечения этой поверхности горизонтальной плоскостью, т.е. стараясь удерживаться в слое восходящего воздуха. Это прием второй. При втором приеме важно балансировать в этом слое преимущественно со стороны суши, ни в коем случае не допуская попадания в массу холодного бриза, где будут нисходящие потоки. Единственный способ выполнить дальний перелет - все время лететь вдоль восходящего слоя конвергенции. Попытка отойти в сторону - это большая вероятность попасть в стабильный неподвижный воздух или под встречный ветер. Однако удержаться в тонком слое на самом деле чуточку сложнее, чем рассказывать об этом. Часто зона подъема вовсе не прямая линия, а кривуля, следующая всем капризам местного рельефа и неоднородностям в сплошной массе бриза, которая может разбиваться на отдельные струи. Например, эти струи появляются там, где бриз встречает возвышенности и долины, поэтому зона конвергенции может носить "пятнистый" характер.
Зонами конвергенции от морских бризов знаменито все южное побережье Англии, Джон Пендри именно здесь пролетел однажды 250 км в морском бризе. Известно также и западное побережье США возле Калифорнии своими бриллиантовыми морскими бризами, где преобладают ветры в сторону востока. Еще одна область таких бризов - восточное испанское побережье у Барселоны, где постоянно дуют ветры в сторону запада.

CONVERGENCE
by Bruce Goldsmith

Cross Country
№ 48-50

Перевод: Ю. Бова, С.Сергеев

Обновлено 23.09.2010 13:51
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Чем дальше магазин, тем меньше емкость батареек...

Кто здесь?

Сейчас 107 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Метеокласс Конвергенция Часть 1

Статистика

Просмотры материалов : 1239884
http://yastrub-tour.com.ua/ новогодний тур в Львов. | статьи