Конвергенция Часть 3 Печать
Метеокласс
03.12.2009 13:26

Часть 3

В первой части я объяснил, что конвергенция не является редким феноменом, как это утверждается во многих учебниках, а на самом деле встречается очень часто. Я прошелся по деталям, как формируется конвергенция при морском бризе, как распознается это явление и как его можно использовать для полетов. Во второй части я рассмотрел как возникает конвергенция с подветренной стороны гор и в финальной части я расскажу о конвергенции, которая возникает вследствие долинных ветров и как она возникает непосредственно в долинах между гор.

Тип 2А - конвергенция на стыке долинного ветра и метеорологического (фонового) ветра. На протяжении летнего дня конвекция в центре Альп вытягивает воздух в направлении более высокого рельефа и так как более теплый воздух всегда старается найти наилегчайший путь, то он устремляется вверх по долинам и ущельям, становясь причиной долинных ветров, которые могут отличаться по силе друг от друга до 50 км/ч.

КонвергенцияПример 1 - долина Тренто (Trento Valley), Италия (см. диаграмму 1)
Часто долинный ветер может дуть в обратном направлении относительно фонового ветра, и когда это случается, то неизбежно возникает точка встречи, где два противоположных ветра сталкиваются и образуют зону конвергенции. Я наблюдал этот эффект много раз в Южных Альпах в Италии, в северной части долины Тренто, когда южный долинный ветер выжимает северный фоновый ветер, спускающийся с севера Альп. Более мощный южный долинный ветер продуцирует линию конвергенционных облаков, растущих прямо поперек долины. Эта зона конвергенции появляется очень быстро утром в южной части долины и по мере того, как сила долинного ветра увеличивается, облачная зона, обозначающая конвергенцию, двигается на север в течение дня, достигая центра Альп (см.диаграмму 1).
Я уверен, что подобная ситуация встречается на севере Альп, когда преобладают южные фоновые ветры, хотя я персонально с этим явлением не сталкивался.

Пример 2 - долины Les Saisies/Megeve Valley (Франция), диаграммы 2А и 2В
Недавно на финале PWC в Chamоnix, в августе 1996 г., я летал в разных типах конвергенции, одна из которых образуется при столкновении долинного ветра и метеорологического.
Снова метеорологический ветер был северным и конвергенция возникала в долине Les Saisies которая расположена с запада на восток (см. диагамму 2А и 2В).
Диаграмма 2 показывает последовательный процесс, как возникает конвергенция в системе долин Les Saisies и Megeve, когда начинает дуть северный фоновый ветер. Обычно долинный ветер поднимается вдоль каждой стороны хребта, образуя восходящие потоки, которые обозначаются облаками прямо над вершинами хребта. Но в те отдельные дни, когда начинал дуть северный ветер, который пересиливал долинные ветры в долине Megeve и переваливал через хребет, который разделяет обе долины, он начинал выдавливать долинный ветер в Les Saisies от хребта со стороны долины Megeve. Так формировалась зона конвергенции над верхней половиной хребта со стороны Les Saisies. Я пролетел в этой зоне конвергенции около 15 км в то время, когда несколько пилотов, которые пытались прижаться к южному склону хребта, потеряли высоту, так и не поняв, что с ними случилось.

Тип 2В - конвергенция вследствие встречи двух долинных ветров
Несколько затруднительно точно классифицировать этот тип конвергенции, потому что, к примеру, конвергенцию над Les Saisies тоже можно определить как следствие столкновения двух долинных масс воздуха, но данный эффект возможен только при наличии фонового ветра, а мы сейчас будем говорить только о долинных ветрах.

Пример 3 - конвергенция около Le Cheval Blanc (Франция)
Место на запад от Cheval Blanc (20 км севернее от St Andre les Alpes, Южная Франция) очень специфическое. Здесь часто бывает хорошая термичка и легкий, не поддающийся прогнозированию, ветер. Погода чаще всего бывает с сильными термиками, которые возникают над плоскогорьем у подножия более высоких гор. Фактически эти термики чаще бывают лучше у подножия гор, чем собственно над вершинами, производящего впечатления, Cheval Blanc. Почему так происходит?
Источником обширной зоны конвергенции над плоскогорьем является столкновение двух долинных ветров. Один ветер дует со стороны юга, от St Andre и Lambruisse, другой дует со стороны северо-запада, от Digne и долины La Javie. Эти два долинных ветра смешиваются над плоскогорьем массива Montagne de Coupe.
На точное местоположение этих зон конвергенции должен влиять метеорологический ветер, разумеется, но в основном эта зона остается над одним местом практически все дни без заметных изменений. Эта зона конвергенции часто облегчала задачу пилотам, которые решались лететь прямо на запад от Cheval Blanc в направлении Montagne de Coupe, избегая совершать исключительно трудную загогулину маршрута, в конце которой все равно приходилось лететь прямо против ветра по долине в направлении Digne, либо прижиматься на подветренную сторону de Coupe.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конвергенция, ротор, термики на подветренной стороне и долинные ветры - все это очень тесно связанные друг с другом феномены. Невозможно сказать точно, когда заканчивается одно явление и начинается другое, но начиная знакомиться с комплексом воздействия этих явлений, получаешь ключ для понимания закономерностей течения разнородных потоков в таких местах, как Альпы.
Каждый пилот, который летает в горах, должен понимать, с каким типом явления он может встретиться и как себя вести при встрече с тем или иным феноменом. Я надеюсь, что эта серия статей поможет лучше в этом разобраться. Но эти статьи знакомят читателей только с несколькими примерами ситуаций, с которыми я ознакомился лично. Каждый пилот нуждается в полетах с его собственными ощущениями, которые становятся тем тоньше и объективнее, чем больше ключей имеет пилот для возможности открыть те тайны, которые позволяет природа открывать, когда пилот встречается с уникальными метеорологическими ситуациями.

CONVERGENCE
by Bruce Goldsmith

Cross Country
№ 48-50

Перевод: Ю. Бова, С.Сергеев

Обновлено 23.09.2010 13:51
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Перед полетом нужно прицепить дельтаплан к подвеске, чтобы не забыть его на старте.

Кто здесь?

Сейчас 13 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Метеокласс Конвергенция Часть 3

Статистика

Просмотры материалов : 1209983
Мы предлагаем выгодно маркизы купить в нашем магазине. | статьи