Не спешите отцепиться... Печать
Новации
03.12.2009 13:48

Обращаюсь к тем, кого заинтересовала статья А.Тиховского "Аварийное использование парашюта", напечатанная в № 58 "Небо для всех". Ее появление подтолкнуло и меня подать голос. Я тоже парашютист. В активе имею около 1900 прыжков с парашютом, трижды спасался на "запаске", налет на парапланах примерно 220 часов. В пассиве, к сожалению, отсутствие дельтапланерного опыта. Однако, летая в севастопольском клубе "Дельталет" в тесном общении с дельтапланеристами, знаю немало "историй", а кое-что видел сам.

В целом, с автором статьи согласен. Пилот дельтаплана (а также парапланерист или парашютист) должен иметь выбор варианта применения спасательного парашюта - с отцепкой от ЛА или без. Так в чем же дело? Оборудовать КЗУ (кольцевым замковым устройством) узел подцепки к дельтаплану - дело на час работы. Дернуть узел отцепки и оказаться наедине с гравитацией - и того меньше. Но прежде, чем это сделать, прошу задержать внимание на некоторых деталях.

1. Проблема высоты. С сожалением должен отметить, что дельтапланы способны разваливаться "сами по себе" на любой высоте и стадии полета. Возможные варианты: разрыв купола по задней кромке от старости, обрыв троса поперечины от неграмотной конструкции или эксплуатации и пр. Дельтапланеристы продолжат список. Как инструктор-парашютист знаю, что одна из главных причин гибели парашютистов при отказах - упущенный контроль за высотой. А ведь парашютист находится в несравненно более выигрышном положении! Любые задания предусматривают высоту раскрытия основного купола не ниже 600 метров над поверхностью. Этого вполне достаточно для принятия решения на отцепку купола и осуществления задуманного. Дельта- или парапланерист должен оценить запас высоты над местностью, часто далеко не равнинной и вообще неизвестной. К тому же этот запас имеет свойство быстро таять. Поэтому необходимо, на мой взгляд, считать возможность применения спасательного парашюта (СП) без отцепки "абсолютно необходимой", а с отцепкой - "весьма желательной".

2. Подготовка пилота. Предложение автора статьи "тренируйтесь, господа!" считаю целиком благими пожеланиями. Овладение свободным падением - дело серьезное, требует определенного количества реальных парашютных прыжков. В земных же условиях можно отработать только автоматизм действий. Поэтому следует готовиться действовать в условиях стресса от непривычного состояния свободного падения, иначе даже наработанный навык не поможет.

3. И самое главное. Подумаем о том, насколько имеющиеся в широкой эксплуатации дельта- и парапланерные СП обеспечивают надежную работу в обоих вариантах применения.

СП с баллистическим раскрытием ("Пух" и им подобные) не годятся для раскрытия в свободном падении. Силы броска, особенно в невесомости первых секунд, недостаточно для быстрого выхода строп из сот. Зато при беспорядочном падении весьма вероятно зацепление строп, укладываемых на дно ранца, за части тела и детали подвесной системы.

С другой стороны, используемые парашютистами запасные парашюты с аэродинамическим раскрытием (вытяжной парашют или вытяжное устройство на вершине купола) неприменимы без отцепки от дельтаплана. Даже в нормальном полете тяжело избежать зацепления за задние троса, а что говорить о беспорядочном падении аварийного дельтаплана!

Существуют еще своего рода "гибриды" (СПСД и др.), в которых контейнер купола имеет развитые аэродинамические поверхности, подобие вытяжного устройства. Однако, их эффективность несравненно ниже, чем у настоящего вытяжного парашюта, поэтому расход высоты велик. Как крайняя мера они могут быть использованы в свободном падении при очень большом запасе высоты (не менее 400 м).

Известны также системы с пиротехническим или пневматическим отстрелом груза, который, играя роль вытяжного парашюта, обеспечивает выход строп из сот и купола из контейнера. Они быстродействующи и способны выбросить СП в нужную сторону. Однако, по-моему, неплохо было бы в качестве соединительного звена между грузом и куполом использовать вытяжной парашютик. Тогда при неудачном отстреле (некачественный заряд или мало давление воздуха) система все же имеет шанс сработать.

Наконец, еще один альтернативный вариант. Парашютистам известна спасательная система "Арбалет". Это принудительный ввод в действие запасного парашюта при отцепке основного купола. Возможно, применив ее на дельтаплане, удастся решить большую часть проблем. Но здесь слово за конструкторами.

Андрей Левин - инструктор-парашютист Севастопольского авиаспортклуба ОСО Украины.

Обновлено 23.09.2010 13:48
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Перед полетом нужно прицепить дельтаплан к подвеске, чтобы не забыть его на старте.

Кто здесь?

Сейчас 77 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Новации Не спешите отцепиться...

Статистика

Просмотры материалов : 1210669
| статьи