Важнейшие секреты Байера (Часть 2) Печать
Открытое окно
04.12.2009 20:58

Продолжаем наше интервью с чемпионом Германии и членом немецкой сборной по дельтапланерному спорту Бобом Байером, делая акцент на то, как пилот мыслит в воздухе. Беседа с ним состоялась на Первых Всемирных Авиационных играх в Турции, но рассказывал он в основном о своих полетах дома, в Северных Альпах. Его соображения будут интересны всем пилотам, летающих в термиках и по маршрутам (cross-country). Особенно следует заметить, насколько важную роль Боб отводит в полете "игре ума" пилота.

- Боб, не могли бы Вы дать обзор техники выполнения полетов в термиках?

- Для начала: для того, чтобы стать хорошим пилотом, вы должны овладеть целым набором различных приемов, которые необходимо применять для каждого типа термиков. Фактически, в одном и том же длительном полете часто приходиться менять одну технику обработки потоков на другую. Это должно соотносится с тем, какие типы потоков встречаются по маршруту, которые возникают над разными типами ландшафта, или в каких воздушных массах, с точки зрения метеорологии, происходит полет. Особенно мы нуждаемся в изменении нашей техники обработки потоков, если мы рискнули лететь над местностью, топография которой имеет существенные различия, подстилающая поверхность неоднородна или погодные условия быстро меняются. Представьте себе термик в Альпах, который вы нашли на небольшой высоте под горным склоном. Прежде всего, он может быть очень рваным и с тенденцией дрейфа в горы. В этом случае вы должны сконцентрироваться на том, чтобы остаться в центре потока и для этого корректировать каждый виток спирали. Затем, когда вы вместе с потоком едва поднимитесь над склоном, дрейф может прекратиться, потому что над вершиной горы обычно формируется хороший термик в который вливается несколько потоков. Этот эффект становится причиной сильного увеличения скороподъемности потока, который может иметь множество "плавающих" ядер. В этой фазе вы можете менять свое местоположение несколько раз, по мере того, как ослабевает ваше ядро и усиливается соседнее. Наконец, когда вы выбрались выше вершины - поток стабилизируется и усиливается, так как он сливается с теми, что были по ту сторону склона, и, тут будьте внимательны, потому что может поменяться направление дрейфа термика. На этом этапе у вас больше вариантов обработки потока: вы можете либо расширить зону поиска более мощного ядра, либо попытаться выжать максимум из того, в котором вы находитесь. Переход из одной термической зоны в другую, требует резкого изменения техники выпаривания, например, когда вы покидаете влажный горный воздух и переходите в сухой, долинный. Также происходит при смешении слоев инверсии - когда меняется характер термичности, вы должны поменять технику полета.

- Под изменением техники полета Вы подразумеваете не только способ пилотирования крыла, а изменение представления о структуре потока и его этапов развития?

- Совершенно верно, хотя при смещении потока, либо при изменении скорости подъема в ядре, приходиться смещаться следом за термиком, а следовательно, менять угол крена (радиус спирали), т.е. вмешиваться в пилотирование. Если поток слишком переменчив, то тем более следует менять режим спирали, дабы не упустить зону лучшего подъема. Поэтому я не стал бы умалять значение техники пилотирования, она позволяет нам полноценно осознать характер каждого конкретного потока. Большинство из нас может научиться эффективно управлять дельтапланом, значительно сложнее освоить искусство не упустить ускользающий поток и изменить свой стиль в зависимости от ситуации. Это процесс более интеллектуальный и на развитие в себе способности быстро соображать в воздухе уходит больше времени, чем собственно научиться летать на дельтаплане.

- Могли бы Вы привести нам пример того, как умственные способности помогают обрабатывать термик?

- Полет - это одновременно процесс и мыслительный и физический, причем решения вырабатываются как сознательно, так и подсознательно, также и физические ощущения пилота могут быть отчетливыми, осознанными, так и теми, что воспринимаются пилотом подсознательно. Очень важно дать вашему телу действовать так, как ему подсказывают ощущения. Из времени, проведенного мною в воздухе, лучшим я считаю то, когда в потоках больше доверял своим ощущениям. Чтоб поточнее это описать, я скажу, что в потоке у меня включается некая автоматика, которая постоянно отслеживает процесс движения потока и в голове появляется что-то вроде картинки. Эта "картинка" состоит из таких элементов: где и почему возник термик; куда он стремится; как лучше этот поток "обработать". Это состояние, когда я "вижу" поток, позволяет мне направить свой дельтаплан по правильному пути и не отвлекаться на детальное обдумывание ситуации. Когда я следую согласно картинке в моем воображении, я могу максимально использовать поток. Когда я летаю постоянно, подобные картинки представляю почти каждый день. Это чувство иногда может прийти ко мне на целый полет. К сожалению, иногда я теряю эти ощущения, и картинка получается не целостная, а как бы половинчатая. Фактически, я и сейчас работаю над тем, чтобы развить в себе способность формировать картинку постоянно, в течение всего полета. В данном месте (в Турции) я должен работать больше над равниной, где мой опыт не достаточно богат.

- Боб, Вы постоянно упоминаете о подсознательной составляющей мыслительного процесса. Как, по-вашему, пилот может совершенствовать свое подсознательное мышление?

- Думаю, что здесь есть один основной секрет: в воздухе вы должны расслабиться, и тогда обучение будет идти автоматически. Должно быть понятным, что если пилот испуган, сильно возбужден, слишком резко дергает ручку, либо мучительно соображает как лететь, это все мешает ему расслабиться и он (либо - она) не будет способен научиться "рисовать (творить) картинку" и, тем более, пользоваться результатами этого творчества. Так что, первейшее правило для пилота, желающего отлично овладеть полетами в термиках, это - умение расслабиться. Возможно, именно поэтому некоторые пилоты опережают остальных в поисках термиков: они действительно расслабляются в воздухе или быстрее других научились отдыхать во время полета. Ряд пилотов предпочитают учиться, читая литературу либо мысленно представлять себе полет и свои действия в разнообразных ситуациях, но это не по мне - я должен полагаться на ощущения, которые приходят ко мне из окружающей среды, а это можно получить только на практике, во время полета. Но все мы - разные! К примеру, Томаш Суханек предпочитает проанализировать как можно больше данных, прежде, чем что-либо в полете предпринять.

- Вероятно, для большинства пилотов лучший способ совершенствования - это рекомендуемая вами практика полетов в сочетании с учебой. Ну, а что касается расслабления в полете, то лично я всегда ощущаю насколько важно иметь хорошую поверхность ручки управления, чтобы руки не скользили, и не приходилось излишне крепко держаться за спидбар. В этом случае мои руки могут более тонко "читать" все изменения воздушной среды. Такая чувствительность к воздушной обстановке - очевидно важная часть упомянутой вами тренировки ощущений во время полета.

- Согласен, также я считаю важным положение ручки управления относительно пилота. За последние несколько лет ручка управления трапеции на многих дельтапланах передвинулась вперед, возможно это позволяет быстрее ввести дельтаплан в пикирование, но мне кажется, что на некоторых дельтапланах это привело к ухудшению чувствительности по крену. В любом случае, очень важно чувствовать себя на своем дельтаплане привычно и комфортно. Тогда - вы сможете выжать из него максимум.

Термик- Боб, прежде, чем мы оставим с Вами обсуждение темы тренировочных полетов в термиках, я прошу Вас обозначить пункты, на которые должен обратить внимание пилот, овладевающий таким специфическим мастерством.

- Пилот должен учиться тому, чтобы всегда знать максимум об окружающей его обстановке. Каков по направлению и силе ветер, как он меняется по высоте, как развивается облачность, как изменяется поток с ростом высоты, каковы естественные признаки наличия потоков (пыль, смерчи, парящие птицы), что делают другие пилоты? Такую внимательность можно постепенно выработать постоянным сознательным усилием, но желательно развивать подсознательное восприятие воздушной обстановки, причем чем быстрее, тем лучше. Пилот-новичок может научиться распознавать все перечисленные признаки прежде, чем научиться использовать их почти подсознательно. Мы часто можем видеть, как неопытные пилоты внезапно покидают свой поток и бросаются к соседнему, потому что им показалось, что другой вроде бы лучше. Они настолько сосредоточены на том, что делают, что не замечают ничего вокруг. Такое поведение становится опасным для других, потому что они наверняка не видят вокруг все аппараты и не могут представить дальнейшее их движение и изменение траекторий. Итак, повторюсь - научитесь расслабляться в полете, оглянитесь вокруг и пилотируйте, не сосредотачиваясь на этом процессе. Чем более автоматически вы управляете аппаратом и принимаете решения, тем дальше вперед по маршруту вы видите свой путь и тем раньше можете сделать правильный выбор. По моим наблюдениям, и Томаш Суханек, и Манфред Румер, буквально чувствуют движение потока и намного раньше остальных предугадывают изменения в нем. Они, похоже, находят очередной поток на 20 секунд раньше остальных. Примерно на те же 20 секунд раньше остальных набирают максимум и покидают очередной поток. И в результате отрываются от кучи соперников!

Каждый виток спирали в термике необходимо делать с учетом того, что следующий может быть слегка иным. Если поток внезапно иссяк, то это не значит, что вы на его вершине, вполне вероятно, что он перерезан ветром иного направления или силы (см. Рис.2.). Немножко практики поможет вам почувствовать разницу и решить эту загадку.Во время полетов здесь, в Турции, многие из нас летали в сильных, но внезапно исчезавших восходящих потоках. Большинство тут же кидалось искать иной поток, а мы вчетвером, более опытные, отлетали метров на 100 по ветру и продолжали подъем в том же термике.Мы оказывались выше других.

ТермикУрок здесь в том, чтобы суметь почувствовать разницу между закончившимся и "ускользнувшим" потоками и использовать эти ощущения, если, конечно, сможешь. Эффект, когда поток вроде как ножницами перерезан, очень часто встречается в горах. Когда я обнаружу какое-либо явление в данной конкретной обстановке, я часто стараюсь его проверить еще раз. Например, я по ветру отлетел от внезапно исчезнувшего потока и отыскал его вновь. Я записываю в свой каталог в голове условия, при которых это мне удалось сделать, и в следующий раз, если сопутствующие условия совпадают, я в первую очередь попытаюсь найти поток по ветру. Потоки зачастую имеют одинаковые особенности, и если они зарождаются в одинаковых условиях, они обычно имеют одинаковый характер развития. Также важно различать в них разницу. На этой высоте термик чуть сильнее? Он больше дрейфует по ветру? Часть таких наблюдений приводит к выводам: "Такое мы уже встречали, но оставляли эти изменения без должного внимания. Теперь будем знать!"

- Так что, суммируя все сказанное, можно сказать пилотам: используйте в полете то, что знаете, но не пропустите чего ни будь новенького?

- Да, наблюдение - лучший путь узнать новое. И термики, и воздух в целом, столь изменчивы, что всегда есть что исследовать и чему учиться. В дельтапланеризме есть большое удовольствие - всегда есть возможность сделать что-то лучше прежнего. Наподобие тенниса: отличная форма не всегда гарантирует победу, могут быть варианты. И если он (или она) почувствовали, что летать лучше прежнего не удается, надо сделать переоценку стиля полета, подходы к интеллектуальной работе во время полета и даже просто изменить методику по которой вы тренируетесь. Один из важных приемов практики - постараться набрать максимальную высоту, а затем снизиться на столь малую высоту, которая позволяет не сесть и снова набрать максимум. Я сам такие приемы использую часто, ибо считаю, что обучение пилота не заканчивается никогда. Если же вы все время вертитесь вокруг старта, у знакомого склона, вы научитесь не очень многому.

- Могли бы вы, Боб, назвать наиболее нравящиеся Вам полеты?

- Да, отдаю предпочтение полетам в сильную погоду, когда можно набрать максимальную высоту. Что у меня вызывает особенный восторг, так это великолепный обзор на всю дистанцию планирования. Например, в долине Оуэнс Вэлли (Калифорния) нам удавалось набирать 18 000 футов (5488 м), что в США считается максимальной разрешенной высотой для полетов дельтапланов. С такой высоты видно очень далеко, да и термические потоки там мощные. Побывать в Оуэнс Вэлли мне посчастливилось четырежды, и я хорошо изучил там местность. Результаты на тех соревнованиях показал хорошие и некоторые свои маршруты в Калифорнии считаю почти идеальными. Я смог хорошо настроиться и летал очень здорово. Казалось, что делаю все без ошибок. Короче, я полностью тогда "рисовал картинки" в течение всего полета. Это идеальный путь к красивым полетам, и когда такое получается, то о полете есть что вспомнить! (Продолжение следует)

Деннис Пейген

Перевод: Бова Ю.

Обновлено 23.09.2010 13:43
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Настоящий дельтапланерист должен быть жадным - всего должно быть побольше: скорости, высоты, посадочной площадки.

Кто здесь?

Сейчас 160 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Открытое окно Важнейшие секреты Байера (Часть 2)

Статистика

Просмотры материалов : 1222295
| статьи