Отцепка от дельтаплана после посадки при сильном ветре Печать
Открытое окно
04.12.2009 20:27

Как-то на соревнованиях в штате Айдахо многие пилоты оказались в сложной ситуации при посадке в ветреной долине, когда они не могли без посторонней помощи выбраться из под своих аппаратов. Я также оказался в подобной ситуации в 1992 году на Пред-Чемпионате Мира в Оувенс Валли. Тогда около 60 пилотов приземлились на финише на дно высохшего озера около Мина Джанкшен. Ветер достигал скорости 64 км/ч (17-18 м/с) и каждый приземлившийся пилот нуждался в помощи даже для такой простой операции, как отцепка от дельтаплана. К сожалению, я в тот раз не долетел до цели и вынужден был долго бороться с ветром, пока мой коллега не собрал свой аппарат и смог прийти мне на выручку.

Устойчивое положение после посадкиС тех пор я начал отрабатывать технику "самоспасения" при сильном ветре. Каждый раз я пытался справиться с проблемой сам и в результате уверился, что очень важно пробрести такие навыки. До сих пор вы избегали посадок в сильный ветер, но как только вы начнете улетать вместе со всеми на маршруты, особенно в гористой и ветреной местности, как вы спохватитесь, что кроме выслушанных рассказов о том, как кто-то садился во время шквала, у вас за душой большего ничего нет. Вы можете избежать такого дискомфорта, овладев техникой отцепки при сильном ветре в более простых условиях.

ПРОБЛЕМА

Не думайте, что я подстрекаю вас летать при сильном ветре! Нет. Но садиться при неожиданно усилившемся ветре приходится очень часто... Чаще всего на посадке пилот оказывается один на один со стихией, помощников нет. В этой статье я не буду рассматривать технику выполнения посадки при сильном ветре, но все-таки напомню, что даже при сильном ветре избыток скорости на посадке еще никому не помешал. Но вот вы уже на земле, а... отцепиться от дельтаплана не удается: ветер дует со скоростью в 15-18 м/с. Проблема заключается в том, что необходимо очень строго следить за крылом, которое вырывается из рук, и в то же время необходимо отцепиться от дельтаплана. Именно решение данной проблемы и есть наша главная задача.

Многие пилоты советуют в первую очередь добраться до передних тросов и прижать аппарат носовым узлом вниз. Этот способ хорош для стабилизации крыла на земле, но вам затруднительно будет отцепиться в таком положении - передние троса нельзя оставить ни на секунду, иначе вас перевернет ветром. Учтите, что в сильный ветер вы не сможете удержать дельтаплан одной рукой.

Приподнимание крылаПри порывистом мощном ветре небезопасно оставлять крыло с опущенным вниз носом. Сильный порыв ветра очень опасен для дельтаплана, и даже если он останется "в горизонте", могут сработать антипикирующие приспособления, аппарат приподнимет нос и тогда нескольких кувырков не избежать. Так что этот способ нельзя назвать удачным.

РЕШЕНИЕ

Как только в сильный ветер вы коснетесь земли, быстро наклоните вперед трапецию так, чтобы нос находился чуть ниже нейтральной позиции. Займите позу, показанную на рис.1: плечи упираются в подкосы трапеции, руки обхватывают подкосы так, будто вы собираетесь стартовать. Одна нога выдвинута чуть вперед, другая сзади. Трапеция прижата к земле. Угол атаки отрицательный, но незначительный. Ветер сам прижмет дельтаплан к земле. Будьте осторожны, внезапный порыв может изменить вашу позу.

Теперь, не мешкая, накрените крыло дельтаплана так, чтобы чуть-чуть оторвать от земли угол трапеции. Следите за углом атаки крыла! См. Рис. 2. Результатом должно быть слегка приподнятое крыло, которое позволит найти такое положение дельтаплана, когда его можно будет повора-чивать вокруг угла трапеции без риска быть опрокинутым.

Теперь, не спеша, медленно и осторожно поворачивайте нос дельтаплана вокруг вертикальной оси так, чтобы опущенное крыло двигалось против ветра, а поднятое - по ветру. См. рис. 3. Часто бывает так, что начав движение, крыло само совершает вращательное движение. Не задерите в этот момент хвост аппарата и следите, чтобы опущенное крыло не приподнималось высоко над землей!

После того, как дельтаплан расположился размахом вдоль ветра, можно поставить дельтаплан на всю трапецию и на конец килевой балки. См. рис. 4. Можно отцепиться! Полет окончен...

Итак, идея состоит в том, что дельтаплан надо повернуть крылом к ветру вокруг угла трапеции. Иногда бывает настолько сильный и порывистый ветер, что аппарат физически тяжело удержать в такой позиции. Ловите моменты, когда ветер хотя бы чуть-чуть стихает и сантиметр за сантиметром разворачивайте крыло. Когда у крыла есть две точки опоры - угол трапеции и крыло - вы справитесь с любым ветром. Но когда угол к ветру будет около 30°, надо постараться сделать одно вращательное движение, чтобы крыло прижало к земле в устойчивом положении. В противном случае вы окажетесь в затруднительном положении, когда не долго и дельтаплан поломать.

Чрезвычайно важно описанную процедуру отработать при слабом или умеренном ветре, и тогда вам легко будет справиться и со значительным по силе ветром.

Описанный маневр необходим не только на посадке! Бывает, что подготавливаясь к старту, пилот принимает решение не стартовать из-за сильного порыва ветра либо по каком иным причинам. Словом, он уже прицеплен к дельтаплану, но желает отцепиться, а ветер чрезмерно сильный. Правда, на старте всегда рядом есть люди, но пока подоспеет помощник, ваш дельтаплан может оказаться запросто перекинутым. Обычно одним кувырком не ограничивается и ветер начинает играть с дельтапланом, как с осенним листом. Поломка в этом случае неизбежна и возможно не только одного дельтаплана.

Фиксация крылаКстати - ветровая нагрузка на дельтаплан, поставленный в позицию указанную на рис. 4 - наименьшая изо всех. Найдите время и возможность научиться этому несложному трюку и ваша безопасность при полетах на дельтаплане повысится.

Деннис Пейген

Перевод: Бова Ю.

Обновлено 23.09.2010 13:42
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Чтобы проверить силу ветра, не обязательно собирать свой дельтаплан - чайников на горе хватает без Вас.

Кто здесь?

Сейчас 70 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Открытое окно Отцепка от дельтаплана после посадки при сильном ветре

Статистика

Просмотры материалов : 1256853