Кредо Гидо (Часть 3) Печать
Открытое окно
04.12.2009 20:48

Пытаясь раскрыть секреты Гидо, автор статьи находит, что собеседник, кроме того, что является атлетом от природы, имеет весьма интригующий подход к полетам с точки зрения психологии.

- Гидо, в нашей беседе уже промелькнуло пару раз слово “интуиция”. Давай подробней рассмотрим, что такое интуиция применительно к полетам и как ты ею пользуешься в воздухе?

- Позвольте мне пару слов сказать о моем отце. Он – психоаналитик старой школы. Логичный, с аналитическим складом ума немец. Он меня многому научил, в частности – летать на вертолете, однако, против его образа мышления я прямо-таки взбунтовался и выработал свой интуитивный стиль, который являет собой целостный взгляд. Я ведь экспериментатор: прежде, чем прочесть инструкцию, я непременно сначала попробую сам. Моему отцу были от этого лишние хлопоты, но таким путем я гораздо больше для себя узнал.

Так что, если речь идет о полете, то тут я целиком полагаюсь на интуицию. Я больше доверяю опыту, чем анализу. Ничего ни о полетах, ни о погоде я не читаю, я просто все время наблюдаю. Для меня дельтапланерный полет достаточно прост: я направляю свой дельтаплан туда, где рассчитываю найти подъем, т.е. там, где я его как бы чувствую, и почти всегда это бывает самым верным решением задачи. Конечно, не так-то просто доверится своему подсознанию в выборе маршрута, но летая на многих соревнованиях, я выработал именно такой подход к полетам. Я не делаю того, что делают другие пилоты, чтоб достичь цели. Я просто учусь на собственном опыте соревновательных полетов и просто лечу. Как я сказал до этого, я не анализирую множество вещей, которые меняются в полете каждую последующую минуту.

- Как ты считаешь, твоя система взглядов на полет может подойти всем пилотам?

- В основном я говорил о соревновательных полетах, но полагаю, что и тем, кто летает ради своего удовольствия, такой подход тоже может пригодиться. Они могут спланировать на посадку или продолжить выполнение полета, не внося диссонанс в свои мысли и не выполняя мысленного диалога, отвлекающего внимание, с удовольствием погрузившись в мир ощущения полета. Результат – высокое наслаждение полетом, даже если он не долог.

Для соревнующихся пилотов очень важно избегать переговоров по рации и даже разговоров вслух с самим собой настолько, насколько это возможно. И вот почему: язык - уже по определению линеен, логичен, и если ваше мышление происходит с привлечением слов и фраз, то внутренний мысленный диалог устраняет из работы чувственное (ментальное) восприятие воздушной обстановки.

Представьте себе: когда вы летите, то вокруг столько визуальной и звуковой информации, равно как и запахов, данных, связанных с колебаниями температуры воздуха, а также тактильных ощущений в руках, чувств перегрузки, которые вы ощущаете телом в полете, что все это втиснуть в жесткие рамки словесного, логического мышления едва ли возможно. Вы либо должны переключиться на интуитивный способ обработки поступающей информации и всю ее использовать для принятия решения, либо изрядная порция этой информации при логическом способе ее обработки просто-напросто потеряется. Нет, немного не так, сказать точнее – ваше подсознание воспринимает всю информацию, целиком, но если вы начинаете мыслить логически, то блокируете использование обработанной подсознанием информации, т.е. не доверяете своим ощущениям.

Я думаю, что после неизбежного логического этапа обучения полетам, следующим шагом должно идти обучение интуитивному, натуральному, целостному восприятию полетов.

- Твоя логика звучит для меня убедительно! Прекрасно, Гидо, а что ты можешь сказать о специфических параметрах и особенностях полета? Ну, например, о полетах в термиках?

- Когда я ищу восходящие потоки, то наряду с такими общепринятыми действиями, как поиск их по кучевым облакам, парящим в потоке птицам, пыли, соломе, по деталям ландшафта, по полету других дельтапланов и тому подобному, в которых целиком отдаю себе отчет, я позволяю еще и интуиции внести свою долю в решение вопроса, куда лететь на переходе. Нет-нет, это вовсе не значит, что это бездумный способ принятия решения, а способ, при котором решение принимается на уровне анализа окружающей обстановки на подсознательном уровне. Ибо когда вы обдумываете множество параметров, взвешивая каждый из них, то очень вероятно, что вы потратите время на второстепенные, а самый важный параметр ускользнет от вашего внимания. Например, почувствовать состояние воздуха между термиками очень важно для точного их определения. А заметите ли вы малейшие изменения, если в это время сосредоточены на обдумывании варианта маршрута?

Я действительно люблю летать в слабую погоду. Многие пилоты не любят, без удовольствия относятся к полетам, если погода так себе, а мне – нравится, тут я включаю все свои чувства и доверяю только своим ощущениям.

- Какова, в общем, твоя техника парения в термиках?

- Я стараюсь войти в восходящий поток достаточно круто, особенно тогда, когда лечу низко, так как не хочу упустить поток. Даже если поток слабый, то почувствовав его, вхожу туда с большим креном, а затем уже в процессе обработки потока убираю крен до оптимальной величины. Если вы ходите вокруг да около, то рискуете потерять поток, если он слабый и узкий.

Когда я лечу с полностью затянутым полиспастом и попадаю в поток, я одновременно с вводом дельтаплана в крен, сразу полностью его отпускаю. Я хочу чувствовать управляемость аппарата и чувствовать его в спирали с первого мгновения входа в поток. Я всегда работаю в спирали и непрерывно обрабатываю поток. Всегда! Лишь трудом можно вытащить счастливый билет судьбы – это естественное правило любой игры. Сам по себе дельтаплан не обязательно будет держаться в ядре потока. Это вы его туда должны направить и удерживать там постоянно.

Только тогда позволяю я себе расслабиться, когда поток широкий и мягкий. До самой вершины потока я все время пытаюсь отыскать сердцевину потока и, кроме того, все время стараюсь удержать достаточно крутую спираль. Если вы “чувствительны”, то сможете сделать это правильно. Ни на миг я не остаюсь удовлетворенным, кручусь, что называется, на все 360 и смотрю, а нельзя ли еще увеличить свою скороподъемность. Все время я корректирую спираль, вытягивая ее в сторону усиления потока и делаю ее порезвее в той части потока, где он слабее. Когда я летаю в ветреную погоду, то вытягиваю спираль против ветра, чтобы скомпенсировать дрейф потока. Это общеизвестные принципы, и все равно еще раз повторюсь, что многое зависит от того, как хорошо чувствуете вы воздух. В любом случае, после сотни-другой обработанных потоков вы заметите тенденцию, что делаете это все более автоматически, на подсознательном уровне, как это я вам описал.

Существенной стороной маршрутных полетов является умение как можно быстрее набрать высоту в потоках, так что эффективное выполнение спиралей весьма существенно. Конечно, на соревнованиях бывает, что погодные условия вас постепенно “давят” вниз. Умение заранее распознать зону нисходящих потоков – это еще одна существенная составляющая мастерства пилота, которую вы должны в себе развивать, особенно если вы используете свои способности чувствовать воздух. Мне, например, не всегда удается определить, почему я вдруг начинаю “сыпаться вниз”, так как зоны нисходящих потоков далеко не всегда очевидны. Однако – обширная тень впереди по курсу или летящие вниз пилоты, всегда достаточно красноречиво указывают, что перед вами зона нисходящих потоков. Когда я снижаюсь медленнее других, это не случайность, я стараюсь почувствовать нисходящий поток и выбрать самый оптимальный путь. Слабая погода – это слабые потоки и тогда я летаю исключительно на интуиции.

- Хорошо, а теперь немного о том, как ты в прошлом году (1998 г. – прим.ред.) стал чемпионом мира. Как ты себя чувствовал?

- Великолепно! Я действительно был счастлив!

- Как тебе это удалось и думали ли ты, что это возможно?

- Естественно, было нелегко. Один из летных дней не работал механизм изменения геометрии крыла, к тому же я поздно стартовал, и сесть для повторного старта и ремонта полиспаста я просто не успевал. Поэтому в течение всего полета пришлось держать шнур натянутым одной рукой. Это так меня вымотало, что в том упражнении я занял всего 60-е место! Но все равно, я считаю, что если вы будете летать так же, как я, то есть, полагаясь на интуицию, то окажитесь в выигрыше, потому что логика хоть в каком-нибудь месте, а даст “сбой”! Иногда вы не имеете достаточно информации, основываясь на которой можно было бы принять верное решение. Это в состоянии смутить и лишить уверенности в себе любого. В таких ситуациях интуиция имеет неоспоримое преимущество перед логикой!

На чемпионате мира проблему уверенности в собственных способностях я испытал на себе. Половину чемпионата я возглавлял список с отрывом очков на 300 от пилота, идущего на втором месте. Я стал нервничать (славное первое место как-никак возбуждает!) и обнаружил, что в каждом упражнении сосредотачиваюсь до предела. Я был молодым и не таким опытным, как другие лидеры, но здесь меня выручил опыт гимнастических соревнований. В конце концов, я победил, и все вышло о’кэй!

- Готов ли ты и дальше соревноваться на таком уровне?

- Несомненно, – да! Я могу какое-то время заниматься личной карьерой, но затем я все равно вернусь. Я вам скажу, почему мне нравятся чемпионаты: в обычном полете на дельтаплане вы в небе летите в полном одиночестве, а на соревнованиях вы летите вместе с пилотами своей команды или чаще с группой других пилотов, и все они пытаются сделать то же, что и вы. Вот в этом и заключается волшебство соревнований. Дельтапланерная община – это моя стихия, это для меня. Каждый из этих ребят плох или хорош на земле, но воздухе - все они становятся равны. Я чувствую с ними связь, и это - прекрасное чувство. Даже когда я с ними соперничаю, я чувствую, что мы, скорее друзья, чем противники. Мы все ведем игру с воздушной стихией по одним правилам, и поэтому лучший из нас выигрывает. Нет, мы не столько боремся друг против друга, сколько пытаемся покорить небо и время.

Остается лишь выразить сожаление, что из-за социальных предрассудков среди пилотов-дельтапланеристов слишком мало женщин. Это весьма плохо, что женщины, да и большинство молодых людей тоже – практически потеряны для нашего воздушного братства.

- Ну, это слишком сильное заявление для такого молодого человека, как ты, Гидо, к тому же и холостяка. А можешь ли ты сообщить читателям о своих наблюдениях за другими ведущими пилотами-дельтапланеристами?

- Конечно, могу. Манфред Румер - лучший, кто летает в одиночку, и он всегда рассчитывает только на свои собственные возможности. Когда он мчится во время своего потрясающего планирования и оказывается слишком низко, он не стремится “упасть на хвост” другим пилотам. Он всегда делает “свой полет” и я восхищаюсь им за это. Какое мужество! У него величайшая самоуверенность. У него всегда лучший дельтаплан, и на планировании он от меня уходит, но в термике я могу работать наравне с ним. Иногда в воздухе Манфред начинает шкодить. Однажды он чуть не сломал свой спидбар. Я никогда не сержусь и это помогает мне. Возможно, он все же лучше меня в одиночном полете... Я до сих пор удивляюсь - как у него это хорошо получается.

Томаш Суханек (троекратный чемпион мира) имеет множество “домашних заготовок”, которые он применяет в зависимости от меняющихся обстоятельств. Свой опыт Суханек использует полностью. Знает он, безусловно, много, и по моему мнению, Томаш – лучший пилот современности.

Герольф Хейнрикс (победитель пред-чемпионата мира 1998 года) – часто не может справиться со своими нервами и это дает мне преимущество по сравнению с ним. Герольф долго расстраивается после неудачного полета.

Олег Бондарчук (всегда “наступает на пятки”), он более, чем кто-либо из нас, жаждет победы, потому что это его единственная возможность заработать деньги.

Для многих из этих парней, полеты - это их работа, поэтому они прилагают много усилий, чтоб летать хорошо и быть в форме. Это дает свои результаты.

Для Жерарда Тевено (глава фирмы La Mouette) полеты - это тоже работа, однако, он уже заработал достаточно денег и может себе позволить расслабиться! Но летает он до сих пор великолепно.

Что же касается меня, то я летаю ради удовольствия. Мне нравится чувствовать себя в полете птицей и резвится сразу в трех измерениях. Это и есть моя награда за полет.

- Благодарю, Гидо. Не могу себе представить, кто бы еще получал большее удовольствие от полетов, чем ты. Твое отношение к полетам заразительно. Желаю тебе удачи и хорошего ветра!

Выводы из беседы. Идеи Гидо могут быть суммированы буквально в нескольких предложениях, в основе которых лежат принципы, объединяющие все то, что он делает применительно к полету. Все идеи взаимосвязаны и представляют собой единое целое.

А сформулировать все можно так:

величайшее удовольствие, испытываемое Гидо в полетах и его энтузиазм – вызывают чрезвычайно позитивное отношение к полету, которое, в свою очередь, дает пилоту абсолютную уверенность в своих силах и возможностях. Абсолютная уверенность – необходимый фактор для начала мощного, аналитического, логического, линейного мыслительного процесса, который для многих из нас становится настоящей ловушкой. Гидо же использует уверенностью для полетов целиком в интуитивном стиле, который делает его полеты столь естественными.

Видите ли вы финальный вывод? Интуитивный стиль полета, а потому и естественный, дает радость полета, подобно той радости, которую испытывает кувыркающийся дельфин в волнах или танцор, двигающийся в лучах солнца, когда все ваше естество купается в наслаждении. Залп радости подпитывает весь процесс, и все повторяется по кругу.

Гидо дал мне возможность многое понять в интуитивном процессе мышления, который составил большую часть замысла побеседовать с ведущими пилотами-дельтапланеристами. Полагаю, что большинство дельтапланеристов с мировым именем принимают решения в воздухе примерно так же, как и Гидо. Он целиком отдает себе отчет в том, что использует в процессе мышления свое подсознание. И это у него получается.

Я также понял несколько больше о том, что делает прирожденный пилот, когда для постороннего наблюдателя он кажется расслабленным, а решение дает быстрое и хорошее. На мой взгляд, секрет такого пилота заключается в способности постоянно тактильно воспринимать те неуловимые импульсы, что идут из пространства, окружающего пилота. Причем пилот делает это как бы по привычке, умудряясь расслабиться во время концентрации.

Надеюсь, что остальные пилоты подхватят кредо Гидо: летать надо для радости!

Деннис Пейген

Перевод: Бова Ю.

Обновлено 23.09.2010 13:43
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Чем дальше магазин, тем меньше емкость батареек...

Кто здесь?

Сейчас 34 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Открытое окно Кредо Гидо (Часть 3)

Статистика

Просмотры материалов : 1239799
| статьи