Полеты в облаках Часть 1 |
![]() |
Воздушные приключения | |
01.12.2009 13:59 | |
Меня часто просят рассказать историю о коллективном полете в грозовом облаке в Кызыле на Чемпионате Союза в 1989 году. Такие события случаются не часто, и мне посчастливилось или не посчастливилось, даже не знаю, как правильно сказать, быть непосредственным участником этой волнующей истории.
До дня, который я буду описывать, я летал с компасом КИ-13 ("бычий глаз"), в полезности которого всегда сомневался из-за его гнусного свойства подклинивать при кренах более 30 градусах. В тот день компас я оставил в гостинице, поскольку каждый раз он занимал драгоценные минуты на тесном старте, пока я его устанавливал на трапецию. Летный день начинался вяло. В небе висела довольно плотная пелена высоких слоистых облаков. Над Саянами облачность была поплотнее и она медленно перемещалась в нашу сторону. Описываемый день приходился на самый разгар соревнований, пилоты "рыли землю" на старте, во всю отдавшись позиционной борьбе. Первые стартовавшие медленно осели на "чайные поля" и ажиотаж слегка улегся. Потом несколько пилотов зацепились на уровне старта и стали постепенно набирать высоту. Подъем был слабым, но уверенным. Дельтапланеристы посыпались со старта, как горох. Плотная облачность уже вплотную приблизилась к старту и стало понятно, что в ближайшие полчаса очень вероятен дождь. Полетел и я. Совсем немного отлетев от старта, нашел широкую "единичку" и встал в спираль. Аппараты крутились надо мной, подо мной и... вокруг меня, каждый в своей спирали, практически не обгоняя друг друга. В те минуты мне это не показалось странным. С высоты 600-650 метров скороподъемность увеличилась до +2 м/с. Все ОК! Сегодня будет интересный маршрут! После 800 м шевельнулись первые нехорошие предчувствия. Горизонт быстро закрывался дымкой, над головой висела сплошная темень, некоторые дельтапланы развернулись в сторону маршрута и с небольшой, в общем-то, высоты начали уходить в сторону светлого пока участка земли. У меня на крыше висел Леня Рудишин (Москва), подо мной был Алик Абдулаев (Алма-Ата). Не добрав до кромки, мы, не сговариваясь, развернулись вслед за остальными и полетели из-под облака. На полностью зажатой ручке вариометр показывал +2 м/с. Темная крыша неотвратима приближалась. На высоте чуть больше 1000 м в серых космах скрылся Рудишин. Я отчаянно жал свой С-9, но через несколько секунд горизонтальная видимость пропала и, оглянувшись, я успел увидеть мелькнувший силуэт абдулаевского дельтаплана, который моментально растворился в бесцветной мгле, хотя было до него 50-70 метров. Итак, что я имею? Первый раз в облаке, без компаса, пищалка истерично верещит, руки уже дрожат от напряжения, стараясь выдавить из дельтаплана максимальное снижение. Включаю свою радиостанцию "Ромашка" и докладываю коллегам по команде (летал я в сборной МАП) о том, что нахожусь в облаке, связь отключаю, чтобы не отвлекаться от процесса выживания. Гляжу на свой ВАР-10 – скороподъемность +5..+6 м/с, руки уже не выдерживают все время "топить" аппарат. На какой-то момент мелькнула внизу земля, но окно с изображением рельефа пронеслось подо мной со скоростью поезда. Стараюсь выдержать прямолинейный полет по наитию в сторону заданного маршрута. Болтанки почти нет. Отпускаю плавно ручку, чтобы дать себе передышку, и на душе становится не очень хорошо - на ВАР-е стрелка приближается к отметке +10 м/с. Гляжу на электронный прибор - у него вообще "крыша поехала", мало того, что верещит, аж охрип, так еще индикация высоты черти-че показывает - высота 300 с чем-то метров (потом я узнал, что этот тип прибора после 3000 м автоматически меняет разрядность шкалы и показывает высоту не в метрах, а в километрах через разрядную точку). Так - электронику выключаем, чтобы не смущала и чтобы не закоротила схема из-за влажности. Есть парашютный высотник и в его маленьком окошке цифра 4 скоро сменит цифру 3. Дышать пока можно, но холодная вода уже просочилась в рукава, за шиворот и даже внутрь подвески. Начинаю вертеть головой и лихорадочно соображать: облако внутри неоднородное - есть более светлые области и более темные. При приближении к темным скороподъемность возрастает. Следовательно, их надо избегать. В душе появляется отчаянное желание выжить, желание первобытное, почти звериное. Анализировать ситуацию хладнокровно не получается - все переходит на уровень подсознания и первобытных инстинктов. Ручку все же удалось зажать, обвив руками спидбар и сцепив пальцы в замок у груди. По тангажу крыло ощущаю довольно просто - в каждый момент представляю свое пространственное положение в направлении вверх-вниз. С кренами - сложнее. Постепенно появляется перегрузка, хотя скороподъемность сильно не изменяется (+6...+8 м/с), значит, аппарат вращается с креном, но я не совсем представляю с каким. Вот опять мелькнуло светлое пятно в облаке - стараюсь сместиться в его сторону. Пинок в зад… Аппарат проваливается. Гляжу на ВАР: ага! Стрелка поползла в нижнюю часть шкалы: -2...-5...-8... Так, дальше ждать не буду, становится неприятно от такого стремительного снижения, надо чуть-чуть вернуться. Боковым зрением отмечаю, что стрелка уже на -10. Перегрузка опять растет, на ВАР-е -5 м/с. Так, еще чуть-чуть сместимся, вот это лучше -2 м/с! Руки здорово занемели, но я боюсь сделать лишнее движение - снижение продолжается. Начались секунды и минуты ожидания, когда весь этот кошмар прекратится. На очередном витке спирали вываливаюсь из облака, крен не такой уж и большой - около 60 градусов. Высота 900 м. Подо мной извилистая река. В этих местах река одна - Енисей. Начинаю осматривать окрестность все дальше. О! Вот же старт на Бооме, только ракурс непривычный - из-за Енисея. Воздух - как сгущенное молоко - дельтаплан не колыхнет. Лечу к старту. Расстегиваю молнию на подвеске - оттуда выливается вода, но холода не чувствую. Теперь главное не расслабляться - надо нормально приземлиться. Сажусь почти у старта, мне никто не удивляется. На старте осталось полтора десятка дельтапланеристов, которые не успели улететь, чем они весьма расстроены, дурачки. В верхней точке своей траектории полета я не успел точно отметить высоту, наверное, это было в районе 3500-4000 м. Весь полет занял чуть больше получаса. А что остальные? Пилоты с опытом быстро сообразили и успели выскользнуть из под этого облачного монстра и даже прошли приличный маршрут. Зазевавшиеся, а было их по моим прикидкам не менее 10 человек, мужественно сражались со стихией. Леня Рудишин, видя нас с Аликом на хвосте, при входе в облако встал в восходящую спираль, чтобы быстрее оторваться от нас по высоте. Его набор был около 5000 м. Из облака он вывалился в районе Кызыла (почти 20 км от старта). В чистое небо он выскочил сбоку облачного образования на высоте 3000 м, после чего пролетел эти 20 км по периферии облака и даже перелетел Lo, получив зачетные очки. Алик Абдулаев после входа в облако развернулся на 180 градусов и тоже долго выживал в этом туманном кошмаре. У него с собой был включенный барограф, который зафиксировал максимальную высоту около 6000 м. Он попал в зону обледенения, обморозил руки. В некоторые моменты травил высоту, преднамеренно выполняя штопор, когда скорость снижения доходит до -8 м/с. Через полтора часа после моего приземления мы возвращались на машине с горы, когда увидели у дороги дельтаплан. Он стоял полностью собранный, под ним виднелся лежащий человек. Наша компания здорово поволновалась, но когда мы подъехали, нашли крепко спящего прямо в подвеске Валеру Лосько (Ленинград). Он говорил, что хорошо помнит, как отстегнулся от дельтаплана, а дальше провал - после посещения облака сон был крепок как у младенца. Слава всем святым, что в тот раз все обошлось - все остались не только живы, но и целы. Я после того случая к облакам отношусь исключительно "на Вы" и больше ни разу не позволил себя всосать ни одному облаку. А первые несколько лет после кызыльского чемпионата вообще уходил из под кромки, когда до нее оставалось больше 100 метров. Вот такой урок в свое время я получил у неба, заставивший более тщательно наблюдать за погодой и вникать в премудрости метеорологии. И быть осторожным… Автор статьи: Сергей Сергеев
|
|
Обновлено 23.09.2010 11:59 |