Полеты в облаках Часть 3 Печать
Воздушные приключения
01.12.2009 14:09

Навеяло тут музыкой воспоминания о рассказах разных пилотов, как они летали в облаках в Ямполе и на Кавказе.

Мне сомнительное счастье полетать в облаках над кручами Днестра не досталось ;-), но историй о подобных подвигах я наслушался вдоволь. Начну с общей характеристики грозовых облаков в этих местах. Кромка в Ямполе выше 2000 поднимается редко, а когда начинают формироваться "жирные" кучевки и внутримассовые грозы, кромка бывает и того ниже, в среднем - около 1500 м. Вертикальное развитие тоже довольно "скромное" - редко бывает выше 5000 тысяч, обычно 3000-3500 м. Облака формируются не спеша, грозы перемещаются тоже медленно, поэтому предсказать опасные метеоусловия не составляет труда. Хотя... после недельного ожидания погоды за народом наблюдались проявления массового психоза, когда всей кучей бросались парить в предгрозовом шквале ради 15-20 минут налета. Иногда такая жадность заканчивалась на "Поле чудес" кучей обломков из-за посадок в момент прохождения шквала. Но это так, к слову...

Впервые о "серийных" полетах в облаках я услышал от Вити Сидоренко, который, оказывается, регулярно входил в кучевку на маршруте, набирал дополнительные 500-800 метров, выходил из облака, и таким образом имел дополнительное преимущество перед соперниками. В годы максимальной популярности Ямполя достойную конкуренцию Виктору составлял харьковский пилот Александр Кадурин. Он старался во многом подражать фавориту тех лет Сидоренко и тоже начал практиковать полеты в кучевках. Однажды, не долетая до Каменки, Саша вошел во вполне мирное кучевое облако, набрал свои "законные" 500 метров и направил дельтаплан в сторону маршрута. Прошло какое-то время, но ожидаемого края облака все не было и не было. Это не очень сильно смутило Кадурина, скороподъемность была умеренной, болтало не сильно, только руки стали немного подмерзать. Высота росла, края облака не было, холод стал донимать сильнее. Так как было лето, то Саша был одет стандартно - техничка с рубашкой, перчаток не было. С каждой минутой холод донимал все больше и больше. Как рассказывал Саша, тело стало колотить крупной дрожью, а облаку не было ни конца ни краю. Тут уже Кадурин начал всерьез волноваться - высота была около 3000 м, на носу повисли сосульки, а коварное облако не отпускало ни в какую! Примерно на 3500 наконец-то дельтаплан вывалился из высокого альто-кумулюса, одеревеневший пилот с трудом удерживал негнущимися руками дельтаплан на курсе. Шапка кучевки уходила еще выше. Самое интересное, что соседние облака были обычными "мирными барашками", без заметного вертикального развития и значительно ниже. Кадурин с вожделением жал аппарат, лишь бы быстрее оказаться в теплых слоях атмосферы. По его словам, эта хладотерапия надолго отбила у него охоту к "халявной" высоте, которую можно набрать в кучевых облаках.

Летал в кучевке и Бондарчук, но он сам признался, что к счастью это случилось в начале его спортивной карьеры, когда у страха глаза велики, привив стойкий иммунитет к подобным подвигам в будущем. Выглядело это так. С кем-то из довольно опытных пилотов он отцентровал хороший поток и держался на хвосте до самого упора. А упор оказался на уровне нижней кромки довольно обширной кучевки. После хаотичного маневрирования в облаке, Олег решил стравить высоту - зажал аппарат и стал ждать момента выхода из облака. Только не учел один нюанс - без видимости горизонта очень сложно контролировать величину крена. В какой-то прекрасный момент боковым зрением Олег заметил, что в облаке где-то сверху, в районе консоли появилось какое-то размытое пятно. Присмотревшись, Бондарчук с удивлением обнаружил, что пятно имеет характер георгафической карты - дороги, села, лес. Через несколько секунд пришло трезвое понимание, что это вовсе не галлюники, а действительно кусок земли, но в несколько непривычном ракурсе. Крен был настолько велик, что перегрузка полностью дезориентировала пилота - где верх, где низ.

О подобном эффекте рассказывали еще несколько пилотов, которые с удивлением осознавали свое необычное пространственное положение при выходе из облака, которое не совпадало с их представлением о ситуации.

Николай Поддубный (Киев) также рассказывал об ощущениях, которые возникают, когда в облаке присутствует интенсивная болтанка и нет видимости горизонта. В какой-то момент кажется, что дельтаплан становится на дыбы и рефлекторно зажимается ручка. После разгона ручку приходится немного отпустить и тогда аппарат действительно становится на дыбы, но воспринимается это вообще, как выход на мертвую петлю. Приходиться делать над собой усилие, чтобы зафиксироваться в нейтрали и подождать какое-то время, чтобы дельтаплан сам стабилизировал полет, насколько это возможно в условиях облачной болтанки.

Резюме. В данных географических и метеорологических условиях "уйти" от облака не представляется сложным. Практически все, кто побывал в Ямполе в облаках, делал это сознательно или из-за жадности. Пилота в такой ситуации подстерегает две беды - холод и потеря пространственной ориентировки, что может спровоцировать выполнение маневров с большими перегрузками, которые могут привести к разрушению дельтаплана (за рубежем такие случаи известны). И еще пилота подстерегает одна вполне реальная опасность при полетах около гроз - это приземление в момент прохождения предгрозового шквала. Довелось видеть последствия таких посадок - обломанные консоли и трапеция, стойки которой были выгнуты наружу дугой почти по правильному радиусу. И полный рот украинского чернозема у пилота...

Во второй половине 80-х очень популярным местом для проведения соревнований стал Большой Кавказский хребет в районе границы Грузии и Азейрбаджана. Названия населенных пунктов: Закаталы, Белоканы, Ахалсопели, Лагодехи, Катех стали привычными и понятными в лексиконе спортсменов. Разумеется, летать приходилось в разных метеоусловиях, в том числе в условиях низкой кучевки, которая цеплялась за вершины хребтов. Не раз стартовали практически в облако, когда видимость ограничивалась 100-150 м. В общем никаких серьезных эксцессов не было, летали в этих местах большей частью искушенные и опытные пилоты, которые если и нарушали писанные и неписанные правила, то сами справлялись с ситуацией и не сильно об этом распространялись. Но все таки отдельные истории просачивались...

Мне, например, запомнился рассказ Александра Авраменко (Киев). На маршруте была необходимость перелететь широкое ущелье, но нижняя кромка кучевки была не очень высокой, на высоте, с которой не гарантировался удачный переход через ущелье. Поэтому почти все старались добрать 200-300 м по краю облака или в самом облаке, которое "дежурило" над вершиной, от которой надо было продолжать полет в чистом атермичном небе. Саша по примеру других тоже без сомнения вкрутился в облако, считая себя готовым к слепому полету - на трапеции закреплена карта и компасс. Что ж тут непонятного? Набираешь 300 м высоты, выставляешься по компассу на юг и вылетаешь из облака в направлении долины. Высоту набрал, теперь смотрим на карту, карта сориентирована с юга на север, следовательно вылетать надо так, чтобы относительно карты это было наоборот - с севера на юг. Теперь смотрим на компасс, выставляем стрелочку по курсу и ждем. Что-то долго облако не заканчивается! Блин, перед тем как в него влететь Саша обратил внимание, что облако имеет обширное развитие в направление гор. Неужели он выбрал курс в горы? Точно, карту он прокрутил в голове на 180 градусов, а компасс не прокрутил и летит теперь не в сторону долины, а в сторону гор. Паника! Александр уже практически принял решение разворачиваться обратно, но в этот момент выскочил из облака... в правильном направлении, в сторону долины. Пока пересекал ущелье, разобрался, что как не крути компасс в голове, стрелка всегда показывает на север, поэтому решение лететь с курсом 180 градусов было принято правильно и только затянувшееся ожидание чистого неба поколебало в нем уверенность в принятом решении.

Сейчас стало летать проще, почти у всех спортсменов есть GPS, но как показала жизнь, это все равно не гарантирует от потери пространственной ориентации вне видимости земли и горизонта. Даже наоборот, наличие спутникового навигатора провоцирует на полеты в облаках, но необходимо помнить, что прибор не может заменить пилоту вестибюлярный аппарат и уменьшить перегрузки на дельтаплан, которые неизбежно возникают при полетах в облаках.

Не поддавайтесь на искушение и чистого вам неба!

Автор статьи: Сергей Сергеев

Обновлено 23.09.2010 12:00
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Перед полетом нужно прицепить дельтаплан к подвеске, чтобы не забыть его на старте.

Кто здесь?

Сейчас 83 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Воздушные приключения Полеты в облаках Часть 3

Статистика

Просмотры материалов : 1295982