Чистая посадка Печать
Школа мастерства
05.12.2009 20:52

Старт и посадка дельтаплана - это наиболее рискованные этапы дельтапланерного полета. Это происходит не только потому, что вы близки к земле, но также потому, что взлет и посадка происходят в области низких скоростей дельтаплана - фактически вы вынуждены стартовать или садиться на срывных режимах полета. Проблема усугубляется тем, что управляемость дельтаплана ухудшается на скорости полета, близкой к скорости сваливания. Здесь я привожу несколько уроков, которые я получил на эту тему, наставившую синяки большинству дельтапланеристов как минимум один раз.

ПРОБЛЕМЫ БРЮСА НА СТАРТЕ

ПосадкаМой первый старт с рампы был просто бедствием. Почти не было ветра, и рядом не было никого более опытного, кто мог бы помочь или подсказать мне. У меня был небольшой налет и не много опыта, и единственная вещь, которую я знал, это то, что скорость - это существенно. Это был мой первый старт с рампы, и я нервничал, поэтому я сделал то, что мне сказали - я побежал вниз по рампе так резво, как только мог. Я помню две вещи до того, как я упал в кусты, через 3 метра от конца рампы. Во-первых, я пытался бежать действительно быстро, но чувствовал, что дельтаплан, как парашют, падает сзади меня, не дает мне набрать скорость. Второе, что я помню - это странный скрежещущий звук, когда я бежал по рампе. Немного позже я понял причину ошибки. Моя проблема была в том, что надо было держать угол атаки дельтаплана правильным. Так как я пытался разогнаться очень сильно, нос моего дельтаплана задрался. Это было усугублено тем фактом, что я привязал чехлы на килевую трубу сзади, создав заднюю центровку у аппарата. Я позволил носу аппарата задраться очень высоко, и скрежещущий звук во время разбега - был звуком килевой, бьющейся по деревянным доскам рампы. Не удивительно, что сразу после отрыва я упал в кусты - к счастью, я только сломал одну стойку! Однако же урок был выучен хорошо: нам нужна не только скорость, но и правильный угол атаки. С тех пор, всегда, когда я стартую при слабом ветре, я опускаю нос аппарата ниже горизонта до начала разбега. Я никогда не видел пилотов, у которых были бы проблемы из-за того, что нос их аппарата был слишком низко. Недавно я испытывал несколько жесткокрылов, и некоторые из них были с задней центровкой, так что все это может пригодиться и для их пилотов.

ПРОБЛЕМЫ АРНЫ НА ПОСАДКЕ

ПосадкаМоя жена Арна летает на дельтаплане уже 10 лет. У нее много различного опыта, но у нее была одна неизлечимая проблема. Во время захода на посадку ее аппарат часто не выдерживал прямолинейный полет и ей тяжело было снова вернуть его на правильную глиссаду до посадки. Она делала славный заход на посадку и выдерживала аппарат на повышенной скорости, чтобы не быть пойманной врасплох ветровым градиентом. Это все выглядело прекрасно, согласно учебнику, но у нее по-прежнему оставалась проблема со скольжением дельтаплана в повороте. Арна попросила меня посмотреть, что идет не так. До того, как я увидел два или три ее захода, я уже понял, что причиной проблемы был фактор скорости. Вообще-то, не самой скорости, а управлением дельтапланом на скорости. Арна подходила к финальной части своего посадочного маневра с руками на спидбаре, так она обеспечивала повышенную скорость, а потом перемещала руки на стойки для посадки. В этом-то и была проблема: ей бы протянуть на скорости с руками на спидбаре, но в это время она вынуждена перемещать руки на стойки. Сразу же, как только она отрывала одну руку от спидбара, дельтаплан отклонялся от курса в противоположном направлении. Вот и вся проблема. Решение было простым - оставаться на спидбаре до самой последней, прямолинейной, части захода на посадку. Таким образом, лучше лететь все время до земли в лежачем положении, не пытаясь переносить свои руки на стойки слишком рано.

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Секрет безопасного взлета и посадки в том, чтобы минимизировать время, когда Вы близки к срыву и, убедиться, что Ваш аппарат летит без кренов и скольжения до того, как вы войдете в эту критическую часть полета.

Брюс Голдсмит

Cross Country №66,
January-2000

Перевод: Киричек И.

Обновлено 23.09.2010 13:13
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Рекомендуется перед полетом осмотреть свой дельтаплан, чтобы не улететь на чужом

Кто здесь?

Сейчас 93 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Школа мастерства Чистая посадка

Статистика

Просмотры материалов : 1247906
| статьи